Откуп

Откуп – система сбора с населения налогов и других государственных доходов, при которой государство за определённую плату передаёт право их сбора частным лицам (откупщикам).

В руках откупщиков часто накапливались огромные богатства, т.к. собранные ими налоги и сборы с населения в 2—3 раза превышали средства, вносимые в казну.

Существовали следующие виды откупов:

  • генеральные (охватывавшие всю территорию государства или целый комплекс налогов)
  • областные (в рамках города, района)
  • специальные (откупы отдельных налогов, например пошлин, доходов от винной монополии).

Впервые откупы получили распространение в Иране, в Греции и Риме.

Во всех государствах Греции сбор налогов отдавался на откуп частным лицам. В Афинах откупщики часто образовали большие компании на паях. Сбор производился либо самими откупщиками, либо через наемных слуг или рабов. За контрабандой следили сами откупщики и в предупреждение ее могли производить обыски, вследствие чего не пользовались любовью населения. За неплатеж в срок откупщики лишались гражданства, подвергались аресту и могли подвергнуться конфискации имущества.

В Риме большая часть налогов отдавалась на откуп с торгов, происходивших ежегодно на формуле, под водруженным копьем (hasta — знак аукциона или торгов). Откупщики или публиканы (publicani, от publica = государственные доходы) могли просить сенат (позже — иногда и народ) отменить торги и назначить новые, если цифра, которую они должны были платить, была несоответственно велика. Откуп требовал значительных денежных средств, вследствие чего оказывался под силу лишь капиталистам всаднического ценза, особенно с тех пор, как сенаторам было воспрещено заниматься денежными делами. Когда недостаточно было капиталов одного лица, составлялись компании (societates), бравшие в Италии и провинциях на откуп разные доходы; впервые они упоминаются в 217 г. до Р. Х. Один член компании, от лица всех, заключал условие откупа: он назывался manceps. Во главе компании стояли ежегодно сменявшиеся magistri. Число низших и второстепенных служащих было очень велико; это были, большей частью, вольноотпущенники и рабы, но не гнушались этим занятием и граждане. Откупщики и податное население иногда заключали между собою условия, но в общем откуп сильно угнетал провинциалов и даже жителей Италии; апелляция в Риме приносила мало пользы, тем более, что наместники провинций, обыкновенно должники публиканов, всячески покровительствовали им. Будучи силой в государстве, публиканы легко добивались смещения неугодных им лиц. В императорское время сохранились те же неустройства, хотя наместником дано было право налагать на публиканов административные наказания. Под конец существования Римской империи на откуп стали сдаваться лишь таможенные пошлины.

В средние века были распространены во Франции (с XIII в.), в Голландии, Испании, Англии. Откупы явились одним из важных источников первоначального накопления капитала.

Широкое распространение имели откупы в Османской империи с конца XVI — начала XVII вв. (они были ликвидированы в 1925 г.), в Иране (с 10—12 вв., существовали до 20—30-х гг. XX веков), в Индии (с XIII-XIV вв., сохранялись ещё в XIX веке.).

Откупы сохранились в своеобразных формах в Италии и в XX веке в виде взимания некоторых налогов частными банками, сберкассами. В США (в конце 19 — начале 20 вв.) существовали формы откупов при взимании налоговых недоимок.

Откупы во Франции

Во Франции с XIII в. сбор большей части налогов был отдан частным лицам во всех частях королевства. Условия откупа не подлежали никаким общим нормам; в большинстве случаев король даже не знал, как доходны отдельные статьи, сдававшиеся на откуп.

Первая попытка упорядочить откупы во Франции сделана была министром Сюлли при Генрихе IV. Он соединил по группам схожие предметы откупа и отдельные группы стал отдавать на откуп с торгов; эти меры дали чрезвычайно благоприятные финансовые результаты. В это время составились 4 группы отдававшихся на О. доходов: 1) таможни (cinq grosses fermes), 2) акциз на напитки (aides), 3) соляной налог (gabelles) в большей части Франции и 4) соляной налог в Лангедоке. Было еще 18 небольших местных статей откупа. Кольбер закончил в 1681 г. реформу Сюлли, передав обществу 40 финансистов, за ежегодную сумму в 56670000 ливров, права, раньше принадлежавшие отдельным откупщикам.

Читайте также:  Ограбление банка

Окончательно организована была компания откупщиков при министре Флери (1726); решено было, что в число откупщиков не мог входить никто помимо имевших грамоту короля на звание fermier général. В 1755 г. число откупщиков было доведено до 60, а в 1780 г. понижено до первоначальной цифры. Компания, в виде гарантии, должна была вносить в казначейство аванс в 90 млн. Все сношения с правительством велись через наемное лицо, которое подписывало договор; затем оно уступало все свои права компании, довольствуясь пенсией в 4000 ливров. При каждом возобновлении откупа бралось другое подставное лицо. Торги, с 1681 г., возобновлялись каждые 6 лет. Цена откупа в 1738 г. возросла до 91 миллиона, в 1763 г. до 124 млн., в 1774 г. достигла 162 млн. Между откупщиками и казной велся постоянный текущий счет взаиморасчётов, причем казна большей частью вперед лишала себя права на ежегодные получки, заставляя компанию производить платежи за счет казны; каждые шесть лет производился окончательный подсчет и, если собранная компанией сумма превышала сумму, уплаченную в казну течение этого времени в счет откупа, то государство участвовало в дележе такого излишка, получая половину всей суммы: остальную делили между собою члены компании.

Компания откупщиков сама ведала всю администрацию сбора доходов с населения. Вначале она прибегала к системе вторичного откупа, но контрактом 1755 г. все вторичные откупы, число которых доходило до 250, были упразднены. Центральное управление откупов было расположено в Париже. В каждой области компанию представляли один или несколько директоров, ежегодно присылавшие в Париж отчет по делам откупа в своем районе. Под начальством директоров состоял многочисленный персонал “приказчиков” по делам откупа, изъятый от всяких государственных повинностей и пользовавшийся особым королевским покровительством, чтобы не встречать помех в исполнении своих служебных обязанностей. “Приказчики” (commis) присягали в присутствии интенданта и за утайку собранных денег подлежали строгим наказаниям, даже смертной казни.

Доходы генерального откупщика состояли в 1775 г. из жалованья в 24000 ливров, 10 % с внесенного в казну миллиона, 6 %, с остальной внесенной суммы (560000) и подарков. К этому следует прибавить еще часть, получавшуюся при дележе лишков, напр. в 1774—80 г. равнявшуюся 250000 ливров. Королевское правительство не уменьшало доходов откупщиков, так как король, министры и придворные имели также свою часть в них: двор пользовался ежегодными подарками от откупщиков в 210000 ливров; многим придворным назначались пенсии из средств генеральных откупщиков и т. д. Эта система вызывала озлобление во французском обществе ; публицистика выражала лишь общее мнение, представляя откупщиков как синдикат грабителей, делящих свою добычу с двором.

Наиболее сильно, однако, возбуждал неудовольствие сам характер налогов, сдававшихся на откуп, внутренние таможни, отделявшие провинцию от провинции, назойливость и наглость шпионов, содержавшихся откупщиками для выслеживания контрабандистов, строгие наказания контрабандистов (их ссылали на галеры, приговаривали к смерти и т. д.).

Тюрго отменил подарок в 100000 ливров, который до него делался генеральному контролеру при возобновлении контракта; он добился также постановления, чтобы больше не назначались пенсии из средств откупщиков. Неккер сохранил откуп лишь для таможен, соляного акциза и табачной монополии; налог на напитки и земельные сборы были отданы на откуп 2 другим компаниям (régie gé nerale и administration générale des domaines). Эта реформа подняла к 1786 г. доход с непрямых налогов до 242 миллионов; ограничение числа откупщиков дало, кроме того, возможность удалить из их среды самые дурные элементы.

Читайте также:  Окончательность и целостность договора

После Великой Французкой революции Учредительное собрание в 1789 гообъявило генеральные откупы упраздненными; 6 комиссаров были назначены к ликвидированию дел по О. В 1793 г. была назначена новая комиссия для рассмотрения дел по откупу; она нашла нужным всех откупщиков, за время последних трех контрактов, подвергнуть аресту. Один из них, знаменитый химик Лавуазье, написал мемуар в оправдание действий своих коллег, но доводы его не имели успеха. 19 флореаля II г. революционный трибунал приговорил всех откупщиков (31 человека) к смерти, кроме одного, вычеркнутого Робеспьером из списка, и приговор был приведен в исполнение. Приговоренные обвинены были в том, что составили заговор против французского народа, помогали врагам нации, примешивали вредные примеси к жизненным припасам, удерживали в своих руках средства, необходимые для государственной обороны. Уже через год стали раздаваться голоса, что откупщики осуждены безвинно и что конфискация их имуществ неправильна. В 1795 г. назначена была комиссия, которая, после многолетних расследований, пришла к заключению, что откупщики не только не были должны казне 130 миллионов, как утверждали их обвинители в 1793 г., но, напротив, выдали казне вперед 8 млн. (решение 1 мая 1806 г.).

Откупы в России

В России откупы были введены в конце XV — начале XVI вв. Особенно большое развитие получили таможенные, соляные, винные откупы. Винные откупы были введены в XVI в. и наибольшее значение приобрели в 18—19 вв. Доход казны от питейного налога составлял свыше 40% суммы всех налогов госбюджета.

При Екатерине II была учреждена комиссия для рассмотрения винных и соляных сборов, высказавшаяся исключительно в пользу откупа, что и было объявлено манифестом 1-го августа 1765 г. С 1767 года откупа введены повсеместно (кроме Сибири) с отдачею их с торгов на 4 года. Вино (то есть водку, которая называлась “хлебным вином”) откупщики частью получали от казны, частью могли иметь свое. Кабаки велено было называть “питейными домами” и поставить на них государственные гербы, “яко на домах под нашим защищением находящихся”. Служба откупщиков признана государственной (они — “коронные поверенные служители”). С учреждением казенных палат в 1775 г. местное заведование питейным делом поручено им. По “уставу о вине” 1781 г. вино для откупщиков заготовляла казенная палата с казенных или частных заводов, смотря по тому, что выгоднее.

Вино поступало в казенные магазины, откуда оно отпускалось в питейные дома. Доход казны после издания устава 1781 г. дошел до 10 млн. руб., но вскоре вследствие злоупотреблений откупщиков он стал понижаться. Злоупотребления обусловливались самым законом: откупщики обязывались продавать вино по той же цене, по какой они получили его от казны, платя, сверх того, откупную сумму; очевидно, что выгоды откупной операции могли образоваться только путем корчемства и ухудшения качества вина.

С 1799 г. заготовление вина предоставлено было самим откупщикам, с правом хранить вино, где им угодно. Откупа отдавались уездами и губерниями; платя помесячно откупную сумму, откупщик пользовался всей выручкой от продажи питей и закусок; торги производились каждые 4 года.

Вследствие злоупотреблений откупщиков и увеличения пьянства в 1805 г. учрежден был комитет для изыскания мер к ограничению размножения кабаков при сохранении питейного дохода в прежней величине, составлявшего в то время около 12 млн. руб. = 1/4 всего государственного дохода. Предположения комитета легли в основание откупных условий на 1807—1811 гг., заключавшихся в следующем: откупщики продают вино казенной и собственной заготовки; в первом случае они обязаны выбирать определенную пропорцию по казенной заготовительной цене; во втором случае вино может быть и собственных заводов, если откупщик — дворянин; откупная сумма вносится через каждые полмесяца; на водку была установлена определенная цена.

Читайте также:  Обвестка

Откупная сумма на 4-летие 1811—1815 гг. составила больше 53 млн. руб. в год; но разорение 1812 г., увеличение податей и повинностей привели к уменьшению потребления питей и к накоплению недоимок откупщиками, отчасти злонамеренному. Главный убыток они понесли от удвоения заготовительной цены на вино (вместо 50 коп. — по 1 руб. за ведро). В условиях на 1815—1819 гг. откупщикам было предложено заготовлять вино самим, но на казенные деньги, что сделало их комиссионерами казны. Заготовительная цена назначалась определенная; будет ли она выше или ниже действительной цены — это дело откупщика; продажная цена вину увеличена до 7 р.

Вследствие неудобств и злоупотреблений откупной системы правительство по предложению министрара финансов Гурьева пришло к мысли о введении системы казенной продажи вина в виде переходной меры для замены откупной системы акцизною. Казенная продажа вина введена была уставом 1817 г. и существовала 10 лет.

Однако с 1827 г. по настоянию графа Канкрина правительство вновь перешло к откупной системе. По новым условиям откупная сумма составляла свыше 72 3/4 млн. руб. в год; заготовку вина казна брала на себя. Откупщики обязаны были выбирать его по цене, близкой к заготовительной, а что требовалось свыше заготовленного, то они могли покупать у заводчиков или изготовить сами, если имели право винокурения. Сверху того, им было предоставлено выделывать безакцизно всякие водки, а также пиво низших сортов, содержать в пределах своих откупов корчемную стражу и иметь своих смотрителей на винокуренных заводах. По условиям на 1839—43 гг. откупная сумма составляла свыше 39,5 млн. руб. сер., но многие откупщики оказались неисправными, так что к 1843 г. оказалось недоимок 10 3/4 млн. руб. Для рассмотрения положения дел и просьб откупщиков был учрежден в марте 1844 г. секретный комитет, не изменившей, впрочем, сущности прежних условий.

В том же 1844 году правительству был представлен В. А. Кокоревым проект изменения откупной системы, дурное устройство которой, по словам автора, вело к тому, что “часть денег остается не выбранною из капитала, обильно вращающегося в народе”. Проект этот послужил основанием “положения об акцизно-откупном комиссионерстве” на 1847—1851 гг., по которому каждый город с уездом составлял питейный откуп, так называемые акцизные статьи отдавались с торгов, причем взявший их делался и комиссионером продажи казенного вина; каждый откуп получал определенную ежемесячную пропорцию вина, отпускаемую откупщику по 3 руб. (полугар) и по 4,5 руб. (улучшенный полугар для настоек) за ведро; комиссионер получал за комиссию и на расходы с вина в 4,5 руб. по 25 коп. с ведра и, сверх того, со всего вообще вина от 10 до 15%; за вино, выбранное сверх пропорции, ему делалось 50% уступки; вино откупщик получал в виде спирта и разсиропливал сам; продавать вино он был обязан установленной крепости и по установленной цене, водки, пиво и мед — по вольным ценам. Злоупотребления комиссионеров вызвали образование в 1852 г. нового секретного комитета, но вследствие наступления Крымской войны правительство, опасаясь уменьшения дохода при перемене системы, решилось оставить откупа в прежнем виде. Они были сданы в 1854 г. за 59 млн. руб., в 1856 г. — за 64,6 млн. р., в 1858 г. — за 91,6 млн. руб. Чтобы возместить убытки, откупщики прибегли к произвольному возвышению цен и к отказам потребителям в отпуске простого вина; последние в виде протеста стали образовывать общества трезвости; во многих местах происходили беспорядки. Все это побудило правительство положить конец откупной системе, которая была отменена в 1861 г. и заменена акцизами.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий