Управление рынком – процесс влияния на рынок путем контроля, анализа рыночных ситуаций и др.
Понятие рынка
Рынок является сложным и многогранным. Рынок это наиболее распространенная категория в экономической теории. Рынок является формой организации и функционирования экономических связей хозяйствующих субъектов на принципах свободной купли-продажи, а также общественной формой функционирования экономики, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления через обмен с прямыми и обратными связями.
Типы рынка
На основе анализа можно выделить несколько типов рынка:
- неразвитый
- свободный
- регулируемый
- деформированый
Неразвитый рынок характеризуется случайностью рыночных отношений, товарным (бартерным) характером обмена.
Свободный (классический) рынок – это множество субъектов хозяйствования на почве экономической (совершенной) конкуренции, свобода в выборе вида хозяйственной деятельности, неограниченная свобода движения производственных ресурсов, мобильность, принципы рациональности хозяйствования, стандартизированный продукт, отсутствие субъективного влияния на ценообразование, стихийное установление цен в процессе свободной (совершенной) конкуренции, отсутствие монополии и регулирования).
Регулируемый (цивилизованный) рынок – результат эволюции рыночной экономики. Регулировка осуществляется двумя способами: – через соотношение спроса и предложения (механизм ценообразования, саморегулирование рынка); – из-за вмешательства в экономические процессы государства (налоги, государственный заказ, социальная помощь, инвестиции и т.д.). Чрезмерное вмешательство государства в рыночные процессы приводит к деформации рынка. Важнейший фактор деформации рынка – монополия, экономическая или государственная.