таможенное право

В российской правовой системе таможенное право — это комплексная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, вниманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики РФ.

Предмет отрасли

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет таможенного права — это носящие комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенной деятельности. Общественное отношения, связанные с таможенной деятельностью и составляющие предмет таможенного права, называются таможенными правоотношениями. Главная особенность таможенных отношений состоит в том. что все они складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей. В общей форме структура общественных отношений в сфере таможенной деятельности определена ТК РФ. В зависимости от конкретных целей выделяются следующие виды таможенных правоотношений, которые охватывают:

  • организацию таможенного дела:
  • перемещение через таможенную границ) РФ товаров и транспортных средств:
  • регулирование таможенных режимов:
  • взимание таможенных платежей:
  • предварительные операции:
  • таможенное оформление:
  • таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ:
  • валютный контроль:
  • совершение правонарушений (административных и уголовных) в сфере таможенного дела:
  • обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов РФ и их должностных лиц:
  • организацию государственной службу в таможенных органах и выполнение государственными служащими возложенных на таможенные органы задач и функций:
  • участие РФ в международно-правовом сотрудничестве и регулирование таможенного дела в рамках СНГ, а также отношения, связанные с участием РФ в международно-правовых организациях и сотрудничеством со странами Дальнего Зарубежья в области таможенного дела и др.

Цели таможенного права

Основными целями таможенного права являются:

  • создание условий для эффективной деятельности таможенных и других государственных органов по осуществлению таможенного дела. его развитию и совершенствованию:
  • обеспечение оптимальной научно обоснованной организации таможенной системы, объединяющей таможенные и иные государственные (исполнительные) структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики:
  • создание надежных условий обеспечения законных прав и свобод граждан, их общественных объединений при осуществлении таможенного дела: обеспечение соблюдения прав и исполнения обязанностей граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, а также юридических лиц в процессе их участия в таможенно-правовых отношениях:
  • обеспечение соблюдения социально-экономических приоритетов и интересов как России в целом, так и субъектов федерации. В первую очередь речь идет об экономическом суверенитете и экономической безопасности. защите российского рынка, стимулировании развития национальной экономики, а также об активизации связей российской экономики с мировым хозяйством.
Читайте также:  Технология PR-менеджмента

Субъекты таможенного права

Субъектом таможенного права признается тот. кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются:

  • таможенные органы:
  • должностные лица таможенных органов;
  • юридические лица;
  • физические лица.

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: общие и специальные субъекты. Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа. Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица — предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

Методы

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обуславливает применение практически всех имеющихся в действующей системе права способов воздействия на субъектов: административно-правового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два правовых метода содержательно выражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере. Административно-правовой (императивный) метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений. Гражданско-правовой (диапозитивный) метод регулирования основан на принципе равенства сторон и возможности регламентирования правоотношений участниками этих отношений самостоятельно.

Принципы таможенного права

Принципами таможенного права являются:

  • законность:
  • демократизм;
  • полномасштабное и четкое таможенное регулирование;
  • обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов;
  • принципы перемещения товаров и транспортных средств.

Основные источники права в России

  • Конституция РФ
  • Таможенный кодекс РФ
  • Закон «О таможенном тарифе»

Система источников таможенного права в России

Под источниками таможенного права имеются в виду правовые акты различных государственных органов, в которых устанавливаются нормы таможенного права — общие правила поведения в таможенной сфере. Поскольку таможенное регулирование отнесено Конституцией РФ к ведению федеральных органов государственной власти, законодательство о таможенном деле представлено исключительно юридическими актами федерального уровня. В его составе нет и не может быть правовых актов государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Читайте также:  Технологичность конструкции

Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе (кратко)

Являясь комплексной отраслью системы права РФ. таможенное право по своему содержанию непосредственно связано со всеми отраслями права.

  1. Конституционное право, имеющее основополагающий характер для всех остальных отраслей права, играет такую же роль и по отношению к таможенному праву. Некоторые нормы конституционного права, не теряя своего основного значения, одновременно входят в состав таможенного права. Это, например, ч. 1 ст. 74 Конституции о недопущении установления на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; п. «ж» ст. 71 об отнесении к ведению РФ таможенного регулирования. Принципиальное значение для формирования и функционирования таможенного права имеет и норма российского конституционного права, содержащаяся в ч. 1 ст. 15 Конституции: «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ». В целом конституционное право предопределяет принципы, основополагающие начала для таможенного права, как и для других правовых отраслей. Таможенное право должно развиваться в соответствии с нормами и положениями конституционного права.
  2. Анализ структуры и содержания ТК РФ приводит к выводу, что преобладающая часть отношений, урегулированных его нормами, относится к сфере административного и административно-процессуального права. К этой сфере должны быть отнесены также организационно-управленческие отношения в сфере таможенного дела. К материальному административном) праву относятся общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенным оформлением, таможенным контролем, организацией взимания таможенных платежей, ведением таможенной статистики, нарушением таможенных правил, ответственностью и видами взысканий за них Правовые нормы, регулирующие производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение, относятся к административно-процессуальному праву (как составной части административного права).
  3. Таможенное право непосредственно связано с финансовым правом. Последнее регулирует отношения в сфере финансовой деятельности государства — отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения денежных средств, составляющих национальный доход России. Таможенное право определяет виды таможенных платежей, порядок их исчисления и уплаты. Таможенное право взаимодействует с финансовым правом в вопросах определения компетенции таможенных органов в осуществлении контроля при перемещении через таможенную границу РФ объектов валютного контроля: валюты РФ. ценных бумаг РФ; валютных ценностей — иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, драгоценных металлов и камней и т. д.: документального контроля за валютными операциями и т. д.
  4. Таможенное и гражданское право соприкасаются в вопросах регламентации прав и обязанностей по договорам хранения и перевозки, заключаемым в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможенном складе и складе временного хранения и в других случаях. Гражданское процессуальное право применяется в деятельности таможенных органов во всех случаях судебного рассмотрения споров в таможенной сфере — например, взыскания по суду штрафов и денежных сумм за нарушения таможенных правил: исполнения постановлений о наложении взысканий через судебного исполнителя; в случае подачи в суд жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц и др.
  5. Таможенное право и уголовное право регламентируют общественные отношения в связи с совершением, так называемых, таможенных преступлений: контрабанды, незаконного экспорта технологий, невозвращения на территорию РФ предметов художественного достояния, уклонения от уплаты таможенных платежей. С уголовно-процессуальным правом таможенное право имеет тесную связь по вопросам правоохранительной деятельности таможенных органов Последние осуществляют дознание и оперативно-розыскную деятельность по делам, отнесенным к их компетенции.
  6. Таможенное право связано с международным правом в вопросах режима государственной границы РФ. нейтральных и прибрежных вод; приграничной территории, континентального шельфа, дипломатического иммунитета, режима наибольшего благоприятствования, международного сотрудничества государств, статуса международных и региональных организаций, представительств иностранных государств при них и т. д.
  7. Таможенное право связано с трудовым правом по вопросам организации службы и работы в таможенных органах России. В данной области применима аксиома — то что не урегулировали специальные законы, регламентирует общее законодательство.
Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий