Информационно-аналитическая служба

Информационно-аналитическая служба (ИАС)это специальное подразделение предприятия, действующего на основе принципов и методов информационно-аналитической деятельности.

Предпосылки внедрения

Предпосылкой создания ИАС на предприятиях стал интенсивное развитие информационных технологий (ИТ), осознание руководством многих предприятий важности роли таких служб и широкое применение цифровой техники в устройствах средств телекоммуникации и связи. Такое объединение в рамках одной службы предоставляет значительное преимущество в планировании перспективного развития и применении передовых мировых технологий, отражает мировые тенденции развития предпринимательства и информационно-аналитической деятельности.

Результаты деятельности ИАС

Информационно-аналитические службы, по результатам переработки первоисточников, готовят такие обзорно-аналитические документы:

  • осмотры;
  • ежегодные доклады;
  • аналитические справки;
  • прогнозы;
  • информационные сообщения и тому подобное.

Функциональное назначение

Применяя интеллектуальные инструменты, сотрудники информационно-аналитической службы обеспечивают и определяют возможности выполнения стандартных процедур обработки информации:

  • в прогнозировании и планировании – многовариантных расчетов при разработке прогнозов, перспективных и текущих экономических и социальных планов развития предприятия, а также оперативно-производственных планов и планов по технической подготовке производства с целью дальнейшего определения оптимальных взаимосвязанных наборов показателей планирования в почасовом и в пообъектном аспектах;
  • в организации – моделирование организационных структур управления и имитация процессов производства при различных условиях и параметрах с целью выбора оптимальных;
  • в контроле – наблюдение за состоянием управляемого объекта по всем параметрам, а также за своевременным и полным выполнением руководящих команд
  • в учете – одноразовый сбор (в ритме производства) и системная обработка всей фактической (вместе со справочной, плановой, нормативной и другой) достоверной информации о наличии и движении ресурсов, а также о состоянии, процессов и явлений, имеющие место в производственно-хозяйственной и другой деятельности предприятия;
  • в анализе – сопоставление нормативных, плановых и фактических показателей, характеризующих те или иные операции или процессы производственно-хозяйственной и иной деятельности, выявление отклонений (в количественных, стоимостных, относительных и других величинах) от заданных параметров с указанием причин и виновников этих отклонений, оценка выполнения плана в различных аспектах и ​​выявление факторов, влияющих на эти отклонения;
  • в отчетности – автоматическое формирование (на основе первичных данных) сводных показателей для типовых форм установленной бухгалтерской, статистической и другой отчетности с помощью специальных переводных массивов – справочников, – а также одновременное создание машинных носителей со сводными показателями отчетности для передачи по каналам связи их к внешним учреждениям (институтам) высшего уровня.
Читайте также:  Сервис-ориентированная архитектура

Современные проблемы создания и функционирования ИАС

К сожалению, сегодня в мире, еще недооценивается значение и роль аналитических служб в управленческой деятельности, общественных процессов. К проблемам, которые проявляются в организационной сфере ИАС на предприятии, следует отнести:

  • противоречия между современной схеме оценки деятельности и измененными общественными приоритетами, что приводит к потере действенности существующих механизмов мотивации и стимулирования деятельности сотрудников. Это вызвано отсутствием объективных критериев оценки и технологий учета личного вклада в создание информационной продукции, игнорируется практика применения системы рейтингов, одновременно действовала бы как в материальной, так и в нравственной сфере;
  • несоответствие современных схем организации информационного обмена возросшим потребностям в привлечении дополнительных источников информации и данных различной семантики для проведения анализа ситуации обострившегося в результате сокращения числа доступных первичных источников информации;
  • противоречия между принципами организации справочно-информационного обеспечения (накопление и распределения данных) и потребностью в получении оперативного доступа к первичным информационных материалов, относящихся как к текущему моменту времени, так и к предыдущему периоду;
  • доминирование жесткой схемы разделения информационных контуров, унаследованное от информационных подразделений закрытого типа (например, разведки, контрразведки и других), бывшие сотрудники которых в свое время и формировали рынок информационных услуг. Отсюда возникает противоречие между существующей схеме взаимодействия отдельных субъектов ИАД и потребностью в организации условий для циркуляции информации;
  • противоречия между существующей схемой генерации целей ИАД и потребностями перехода к режиму оперативной генерации частных информационных задач. За время исполнения заказа состав целей исследования не модифицируется, отсутствует обратная связь с заказчиком, уровень интеграции с потребителем неудовлетворительное. В результате – получена информационная продукция оказывается несоответствующей изменившимся потребностям заказчика;
  • неудовлетворительная система подготовки специалистов в области ИАД. Несмотря на возросший спрос органов управления самых рангов на квалифицированных аналитиков, система их подготовки в общегосударственном масштабе крайне слабо развита. В основном программы обучения или устарели и не отвечают современным требованиям, или оторваны от реалий ведения ИАД;
  • большинство служб, осуществляющих ИАД в интересах государства и способны организовать информационное обеспечение отечественного бизнеса (например, во внешнеэкономической сфере), к сожалению, находятся вне рынка информационных услуг (например, в США такие отношения законодательно закреплены и урегулированы). У нас же отношения такого типа имеют довольно сомнительный юридический статус, однако потенциал такого сотрудничества очень высок.
Читайте также:  Иго

Оценивая положение, сложившееся в области информационно-аналитической деятельности, можно утверждать, что информационно-аналитические службы ни по форме, ни по содержанию, ни по уровню технологической и методологической оснащенности уже не соответствуют уровню современных требований и изменениям государственных приоритетов. Причинами возникновения такой ситуации являются:

  • отсутствие развитой методологической базы ИАД в условиях децентрализованного управления;
  • несоответствие темпов аналитической обработки данных темпам их поступления;
  • концептуальная, методологическая, технологическая несовместимость процедур информационно-аналитической обработки данных и розрзненисть информационных ресурсов;
  • низкое качество телекоммуникационного обеспечения ИАД;
  • потеря технологической инициативы в области разработки и производства средств специальной вычислительной техники и информационных технологий (ИТ);
  • несоответствие уровня развития средств автоматизации процессов анализа ситуаций и принятия управленческих решений росту уровня сложности и масштабам решаемых задач;
  • низкая наглядность представления аналитических материалов;
  • низкие эргономические показатели современного информационно-аналитического инструментария;
  • неэффективная организационная система информационно-аналитических подразделений;
  • нехватка подготовленных кадров и другие, менее значимые причины.

Оптимизация деятельности ИАС

Для более оперативного функционирования ИАС стоит:

  • внедрить современные компьютерные и информационные технологии работы с информацией и предоставить общекорпоративные функциональные сервисы, автоматизировали бы рутинные операции;
  • внедрить в практику ИАД использования технологий мониторинга интернет-информации социальных сетей;
  • разграничить обязанности между работниками отделов, а также внутри самой информационно-аналитической службы;
  • обеспечить интенсификацию внутреннего корпоративного информационного обмена;
  • обеспечить надлежащую защиту информационных потоков предприятия;
  • повысить уровень профессиональной подготовки каждого сотрудника.
Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий