Украина и Европейский Союз

В течение длительного времени правовой основой отношений между Украиной и Европейским союзом являлось Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве от 1994 года, вступившее в силу в 1998 году и действовавшее до 2008 года. Это соглашение положило начало сотрудничеству по широкому кругу политических, торгово-экономических и гуманитарных вопросов, в рамках которого проводились ежегодные встречи руководителей Украины и Евросоюза и консультации министров. С 2009 года отношения между Украиной и Евросоюзом развиваются в рамках инициативы ЕС «Восточное партнёрство».

С 2007 года Еврокомиссия начала переговоры с Украиной о новом базовом соглашении — «об ассоциации Украины и Европейского союза». В 2008 году начались переговоры по подготовке соглашения об углублённой и всесторонней зоне свободной торговли (DCFTA) как части Соглашения об ассоциации.

Соглашение об ассоциации было парафировано главами делегаций Украины и Евросоюза 30 марта 2012 года, Соглашение об углублённой и всесторонней зоне свободной торговли — 19 июля 2012 года. Подписание Соглашения об ассоциации было запланировано осуществить на саммите «Восточного партнёрства» в ноябре 2013 года, однако процесс подготовки был приостановлен по инициативе украинского правительства.

Украина и евроинтеграция

Руководство Украины неоднократно заявляло, что рассматривает евроинтеграцию как приоритетное направление внешней политики страны. В то же время, в самом Евросоюзе о возможной евроинтеграции Украины пока предпочитают говорить лишь в самых общих чертах. В любом случае, Украина не входит в список стран, включённых в программу расширения ЕС, и речь в настоящее время может идти лишь о подписании договора об ассоциации с ЕС (аналогичного тем, которые у ЕС есть, например, с Тунисом и Израилем) и создании зоны свободной торговли. Для вступления в силу договоры об ассоциации и зоне свободной торговли должны быть ратифицированы парламентами каждой из стран — членов ЕС, что также может занять несколько лет.

По состоянию на январь 2014 года, статус кандидата в члены ЕС имеют пять стран (Турция (с середины 1990-х), Исландия, Македония, Сербия и Черногория). Ещё два балканских государства — Албания и Босния и Герцеговина — входят в официальную программу расширения, как и Косово.

С 1994 по 2008 год правовой основой отношений между Украиной и Европейским союзом являлось Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве. Это соглашение положило формальное начало сотрудничеству по широкому кругу политических, торгово-экономических и гуманитарных вопросов. В документе подчёркивалась, в частности, необходимость совершенствования государственного управления, обеспечения свободы СМИ и гражданских прав на Украине. Осуществление этой программы, однако, не привело к изменению сдержанного отношения руководства ЕС к возможному углублению интеграции Украины в ЕС. В основном обсуждались вопросы экономических реформ, соблюдения прав человека и экологические проблемы, связанные с Чернобыльской АЭС.

В 2003 году президент Украины Леонид Кучма обозначил цель подписания соглашения об ассоциированном членстве Украины в ЕС и таким образом формально начал процесс евроинтеграции.

С приходом к власти Виктора Ющенко в начале 2005 года евроинтеграционные процессы были обозначены как приоритеты внешней политики Украины на ближайшие годы, однако процесс сдвинулся с места лишь в 2007 году, когда встал вопрос о заключении более широкого соглашения между Украиной и ЕС.

С 2007 года Еврокомиссия начала переговоры с Украиной о новом базовом соглашении — «об ассоциации Украины и Европейского союза». В 2008 году начались переговоры по подготовке соглашения об углублённой и всесторонней зоне свободной торговли (DCFTA) как части Соглашения об ассоциации.

В мае 2009 года Украина, наряду с пятью другими бывшими советскими республиками, начала участие в новой инициативе Евросоюза — «Восточное партнёрство», главной целью которой декларировано «создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнёрами» путём содействия политическим и социально-экономическим реформам в странах-участницах «Восточного партнёрства». Основными приоритетами реформ в странах-партнёрах и их сотрудничества с ЕС названы следующие области:

  • демократия, совершенствование системы управления и обеспечение стабильности;
  • экономическая интеграция и конвергенция с отраслевой экономической политикой ЕС, включая создание зон свободной торговли;
  • энергетическая безопасность;
  • развитие контактов между людьми (либерализация визового режима и усиление борьбы с незаконной миграцией).
Читайте также:  Соглашение о зоне свободной торговли

Виктор Янукович, вступивший на пост президента Украины в марте 2010 года, продолжил движение Украины в сторону евроинтеграции. Согласно заявлению секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрея Клюева, «стремление к полномасштабному сближению с ЕС остаётся неизменным стратегическим приоритетом развития Украины и одним из ключевых вопросов национальной безопасности».

На саммите «Украина — ЕС» в ноябре 2010 года был подписан протокол к Соглашению о партнёрстве и сотрудничестве по основным принципам участия в программах Евросоюза, который предусматривает, что представители Украины смогут принимать участие в статусе наблюдателей в программах ЕС, а также входить в состав руководящих комитетов тех программ, которым Украина будет оказывать финансовую поддержку.

В дальнейшем, однако, арест лидера украинской оппозиции Юлии Тимошенко в августе 2011 года и судебный приговор по делу против неё, оглашённый в октябре того же года, вызвали однозначно негативную реакцию как США, так и Евросоюза.

Текст нового документа был окончательно согласован ещё в ноябре 2011 года, но в связи с осложнившимися отношениями между Евросоюзом и Украиной его подписание несколько раз откладывалось, при этом Евросоюз выдвинул украинскому руководству ряд предварительных условий. Лишь 30 марта 2012 года главами делегаций Украины и Евросоюза было парафировано Соглашение об ассоциации, 19 июля 2012 года — Соглашение об углублённой и всесторонней зоне свободной торговли.

В июле 2012 года Украина и ЕС договорились о внесении дополнений в соглашение об упрощении визового режима. В марте-апреле 2013 года Верховная рада Украины и Европарламент ратифицировали эти договорённости. В то же время, по сообщениям украинских СМИ, они не касаются даже 0,5 % населения страны и действуют лишь на бумаге.

Несмотря на критику ситуации на Украине, звучавшую со стороны Евросоюза в течение всего года, 10 декабря 2012 года Совет иностранных дел Евросоюза одобрил заключение относительно Украины, в котором выразил готовность подписать Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС на саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе в ноябре 2013 года при условии, что Киев продемонстрирует решительные действия и ощутимый прогресс в реформировании избирательного законодательства, решении проблемы выборочного правосудия и продолжении реформ.

17 сентября 2013 года Кабинет министров Украины единогласно одобрил проект Соглашения об ассоциации с Европейским союзом.

23 октября 2013 года Европейский парламент принял резолюцию, которой рекомендовал подписать Соглашение о ассоциации с Украиной и дал согласие на его частичное применение без завершения ратификации, при условии выполнения обозначенных критериев.

18 ноября 2013 года состоялось заседание Совета Евросоюза на уровне министров иностранных дел, на котором планировалось принять окончательное решение, подписывать ли Соглашение об ассоциации с Украиной на саммите в Вильнюсе 28-29 ноября. Совет не смог принять решения, поскольку Украина не выполнила предъявлявшиеся к ней требования, — при этом было указано, что двери для Украины остаются открытыми.

21 ноября 2013 года Кабинет министров Украины сообщил о приостановке подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС:

С целью принятия мер по обеспечению национальной безопасности Украины, более детального изучения и проработки комплекса мероприятий, которые необходимо осуществить для восстановления утраченных объёмов производства и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией и другими государствами — членами Содружества Независимых Государств, формирования надлежащего уровня внутреннего рынка, который обеспечивал бы паритетные отношения между Украиной и государствами-членами Европейского Союза… приостановить процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, и действие решения Кабинета Министров Украины от 18 сентября 2013 г. «О подготовке к подписанию проекта Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом и его государствами-членами, с другой стороны».

Вице-премьер Украины Юрий Бойко заявил, что переговоры об ассоциации будут приостановлены до тех пор, пока не разрешится вопрос о предоставлении со стороны Евросоюза компенсаций от потерь Украины, которые могут произойти от снижения торговли с РФ и другими странами СНГ в случае подписания Украиной этого соглашения. Иначе экономика Украины очень серьёзно пострадает и это отразится на уровне жизни населения.

Читайте также:  Киевская международная фондовая биржа

Решение кабинета министров вызвало массовые антиправительственные протесты в ряде регионов Украины, которые продолжаются до сих пор.

28 ноября на саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе было лишь парафировано соглашение о совместном авиапространстве между Украиной и ЕС. Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС подписано не было.

Отношение населения Украины

Часть опросов и референдумов говорит о том, что большая часть населения Украины, или, как минимум, около 40 %, выступают за вступление в Таможенный союз ЕврАзЭс,, хотя по некоторым другим данным около 60 % населения поддерживает вступление в ЕС. Также встречаются несколько противоречивые данные опросов, свидетельствующие о том, что большинство населения поддерживает как вступление в ЕС так и вступление в ТС.

При анализе данных статистик необходимо также учитывать, что поддержка вступления в Таможенный Союз Евразэс гораздо конкретнее по своей природе, так как полноценное членство в этой организации Украине неоднократно предлагалось, в то время как членство в ЕС Украине никто не предлагал и даже условную перспективу которого Еврокомиссия пока Украине предложить не готова.

Комментарии к вопросу о потенциальном вступлении Украины в Евросоюз

Как отмечается в ряде комментариев специалистов, обсуждающееся соглашение об ассоциации с ЕС является необходимым минимальным условием для вступления Украины в Евросоюз, но не гарантирует этого. До сих пор со стороны европейских чиновников не было ни одного официального заявления о том, что Украина может стать членом ЕС или о том, что ЕС в этом заинтересован, а пока таких заявлений нет, вступление Украины непосредственно в Евросоюз даже в долгосрочной перспективе является лишь пожеланием со стороны украинской власти. В феврале 2014 года глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу подтвердил, что Евросоюз пока не готов предоставить некоторым странам даже перспективу отдаленного членства в ЕС в краткосрочной перспективе, хотя и не исключает этого в отдаленном будущем.

Кроме этого отмечается, что соглашение об ассоциации с Европейским союзом уже заключили такие страны, как Алжир, Чили, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, ЮАР, Сирия, Тунис, Турция (в том числе рамочное соглашение о сотрудничестве), а также Ассоциация стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана. Отмечается, что практически все данные страны, несмотря на заключённые соглашения, не имеют никаких шансов вступления в Евросоюз ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе, а Турция уже отметила 50 лет со дня подписания соглашения об ассоциации и всё равно имеет крайне низкие шансы стать членом ЕС, несмотря на существующее также рамочное соглашение о сотрудничестве, статус кандидата и ведущиеся переговоры о членстве в ЕС.

Читайте также:  Командная экономика

Для вступления в Евросоюз Украине, как и другим потенциальным кандидатам, необходимо будет прежде всего подтвердить соответствие европейским критериям (экономическим, юридическим, политическим, социальным, культурным и пр.), а также заручиться поддержкой органов Евросоюза и согласием всех его членов. Переговоры по этим вопросам могут длиться годами.

Пока же многие международные эксперты сходятся в мнении, что политическое решение о принятии Украины в ЕС вообще не будет принято или будет принято очень нескоро, а сама Украина не соответствует практически ни одному из предъявляемых критериев и за те годы, что идёт процесс интеграции, ситуация в данном направлении почти не изменилась и даже ухудшилась

Множество аналитиков сходятся во мнении, что подписание соглашений об ассоциации и зоне свободной торговле и даже теоретическое членство Украины в ЕС крайне невыгодны самой Украине. Вместо роста инвестиций, на который надеются представители украинского политикума, продолжится массовое закрытие украинских предприятий, начнётся снижение пошлин практически на все товары и увеличение импорта товаров из ЕС, что окончательно подорвёт и без того слабую экономику страны. Только снижение доходов бюджета, по некоторым оценкам, ежегодно может достигать 10-15 %. Многие украинские товары окажутся неконкурентоспособными по сравнению с европейскими, а выход украинских товаров на рынки ЕС будет жёстко ограничен квотами и европейскими стандартами, которые сегодня на Украине не соблюдаются, а чтобы их соблюдать, необходимы новые закупки дорогого оборудования и расширенная законодательная база, которой на Украине нет даже в проекте.

Также указывается на то, что соглашения об ассоциации с ЕС и о зоне свободной торговли сильно ограничивают суверенитет Украины, а также напрямую противоречат украинской конституции в части правосудия, внедрения тех или иных законодательных норм и принятия стратегических экономически, юридических и политических решений.

Кроме того, в отличие от других стран Восточной Европы, Украине Евросоюз отказался списать внешние долги в рамках процесса евроинтеграции, а важными требованиями к стране-кандидату являются отсутствие девальвации валюты страны в течение последних 3 лет, низкая инфляция, невысокий уровень безработицы, соблюдение множества экологических норм, резкое снижение коррупции и отмена избирательного правосудия. Пока что Украина совершенно не соответствует данным критериям и, по мнению аналитиков, не будет соответствовать в ближайшие годы.

Среди других проблем называется также перманентный кризис ЕС и Еврозоны, длящийся уже достаточно долго, который едва ли может принести Украине соглашения, стимулирующие экономический рост. Также существуют риски активного экспорта европейской безработицы на Украину, принятия более жёстких законов, а также полное отсутствие серьёзных инвестиций со стороны ЕС за все годы украинской независимости. Немало внимания уделяют критики и анализу экономического и социального положения в странах Восточной и Южной Европы, многие из которых стали членами ЕС относительно недавно. Во многих из этих стран отмечается колоссальный прирост импорта, падение экспорта и ограничение развития стран в соответствии с интересами самого Евросоюза. Отмечается также сокращение населения стран (вследствие падения рождаемости и высокой эмиграции), закрытие целого ряда предприятий, рост налогов, государственных долгов и безработицы.

Обозреватель и колумнист британской газеты The Times Роджер Бойз высказал мнение, что ЕС цинично обманывает Украину и лишь притворяется, что хочет видеть её в рядах ЕС, а на самом деле лишь предлагает ей соглашение, аналогичное тому, что уже было подписано с Турцией в 1964 г. Обозреватель полагает, что ни Украина, ни Турция членами ЕС не станут никогда. Среди причин он выделяет большое количество безработных украинцев, готовых ехать на заработки, а также общий кризис Евросоюза.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий