Утопический социализм

Утопический социализм
Роберт Оуэн. Один из представителей утопического социализма.

Утопический социализм – принятое в философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.

Утопический социализм

Первые идеи о более справедливом обществе скорее всего зародились ещё на стадии разделения общества на классы и возникновения имущественного неравенства.Следы подобных воззрений встречаются при изучении как фольклора, так и мифологии народов Азии, Европы и Северной Африки.

В Греции и Риме зачатки идей утопического социализма проявились в идущем ещё от Гесиода мечтании о возвращении минувшего «золотого века», когда счастливые люди не знали неравенства, собственности и эксплуатации.Тема достижения справедливого политического устройства была одной из наиболее обсуждаемых греческими философами, искавшими решение проблемы имущественного неравенства и «естественного состояния» общества, в котором оно пребывало в доклассовые времена.Нужно также отметить и роль уравнительных реформ в Спарте, а также платоновскую модель рабовладельческого «коммунизма», осуждавшую частную собственность(«Государство»).

Значительный вклад в развитие учения об утопическом социализме внесла уравнительная социальная идеология раннего христианства, несущая в общество проповедь братства, всеобщего равенства и потребительского коммунизма.Воздействие этих идей сохранило свою силу вплоть до ХIX века, когда легло в основу теории христианского социализма.

Предсоциализм в средневековье

Во время господства феодальных хозяйственных отношений взгляды, близкие к утописиско-социалистическим, формировались прежде всего на религиозной почве и выливались в виде многочисленных ересей – вальденсов, боггардов, таборитов, катаров, лоллардов, апостольских братьев, анабаптистов и других, объяснявших возникновение социального и имущественного неравенства в первую очередь отступничеством церкви и правящих классов от истинных идеалов раннего христианства.В некоторых из этих сект воскрешались идеалы евангельского учения и создавались самоуправляемые общины с аскетической уравнительностью в потреблении и совместным ведением хозяйства.В редких случаях этот крестьянский религиозный коммунизм переростал в вооружённое общественное движение, как это случилось в позднее средневековье в Чехии, во время Гуситских войн(табориты) и в Германии, во время Крестьянской войны XVI века(Т.Мюнцер).

В эпоху Возрождения развитие теории утопического социализма продолжили в своих произведениях Т.Мор и Т.Кампанелла.Здесь уже был сделан шаг от замкнутых сельских общин с общим потреблением и уравниловкой к созданию социалистических городов, федераций городов или целых государств, практиковавших не только общность имущества, но и создание целых хозяйственных циклов общественного производства.Признавалась роль государства в развитии культурной жизни нового общества, в его руководстве хозяйственной и общественной жизни.В то же время сохранялась в неприкосновенности и идея об уравнительном распределении всех благ.Роль руководителя и вдохновителя столь радикальных социальных преобразований общества в эпоху Возрождения теоретиками предсоциализма наивно отводилась просвещённым монархам, мудрым завоевателям или интеллектуальной олигархии.

Читайте также:  Хозяйство

Утопический социализм в новое время

Одним из первых социалистов-утопистов нового времени был англичанин Дж.Уинстэнли.Во Франции социальные утопии XVII-XVIII веков выливались как правило в форму художественных романов.путешествий, где идеализированное общество добродетельных туземцев противопоставлялось полному несправедливости европейскому обществу(Г.де Фуаньи, д´Алле, Гедевиль и другие).В XVIII веке с проповедью революционногониспроведжения гнёта и эксплуатации выступал Ж.Мелье, стоявший на позициях общинного патриархального коммунизма.Для многих коммунистических сочинений того же столетия основополагающим мотивом была просветительская теория «одинаковости естественной природы» человечества и вытекающиего из этого положения «равенства прав» всех людей.Исходя из этих идей, Морелли и Г.Мабли обосновали коммунизм с точки зрения теории естественного права.

Утопический социализм времён Просвещения прокламировал право человека на труд и обязательность труда для всех, социальной справедливости в распределении средств, преврещение земли в общедоступную собственность.В годы Великой французской революции происходило политизация этих идей морального социализма.Сторонники эгалитарных(уравнительных) утопических идей требовали всеобщего уравнительного передела земли, ограниченик собственнических прав и подчинение их нуждам общества(«Бешеные»).С дальнейшим углублением революции происходила радикализация взглядов утопистов-революционеров: от наивных первых проектов о мирном законодательном введении общинного коммунизма во Франции – до планов коммунистических преобразований с помощью санкюлотской революционной диктартуры(Ф.Буассель).Квинтэссенцией развития радикального утопизма были взгляды Гракха Бабёфа и бабувистской программы заговора равных, впервые выдвинувших требование коммунистической революции с введением после её победы коммунистической диктатуры и обосновавших необходимость переходжного периода от капитализма к коммунизму.Выражая взгляды людей домашинной эпохи, бабувизм показывал идеал коммунистического общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, в распределении предлагал строгую уравниловку, всеобщий аскетизм, выказывал негативное отношение к людям умственного труда.

Социализм в ХIX веке

В первой половине XIX столетия движение за осуществление социалистических идеалов возглавили интеллектуалы, из среды которых вышли великие утописты К.А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн – «основатели социализма», по определению Ф.Энгельса, впервые развившие самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, заменившую обанкротившуюся революционную метафизику теории «естественного права».В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники.Преодолевая привычные представления о уравниловке и всеобщем аскутизме при коммунизме, утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности.Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, из превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее.

Читайте также:  Универсал Банк

В то же время печальный исход Великой Французской революции свидетельствовал о несостоятельности действий революционных масс, об определяющей миссии думающего меньшинства и волевых решений отдельных личностей.Не отрицая воздействия на общественную жизнь рационалистических идей духовоного мира, то же время социалисты-утописты возрождали религиозные идею- «новое христианство» Сен-Симона; пантеистическая метафизика и мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, перевоспитывающий людей при помощи рациональной социалистической религии у Оуэна.

В это время в среде последователей социализма возникают движения- сен-симонизм(Б.П.Анфантен, С.А.Базар и другие), фурьеризм(В.Консидеран), оуэнизм.Предпринятые в 20 – 40-е годы XIX века попытки создания в Англии и США оуэнистские коммунистические колонии как и более многочисленные опыты по образованию фурьеристских ассоциаций-фаланг в США, после кратковременных успехов оканчивались неизменным крахом.Та же судьба постигла и «икарийские» колонии Э.Кабе.Всего же было более 40 попыток создания в США фурьеристских фаланг.Наиболее известная- Брукфарм, близ Бостона, просуществовала с 1841 по 1846 год.

В 1830 – 40-х года в среде социалистов выкристаллизовывается несколько течений.Одно разрабатывало проекты производительных ассоциаций(Б.Бюше, Л.Блан, К.Пеккёр, П.Леру и другие) или ассоциаций эквивалентного товарообмена(Дж.Грей, П.Ж.Прудон) и рассматривало их как основное средство борьбы против крупного капитала и переустройства общества мирным путём на основе сотрудничества классов.Другое течение, английских социалистов-рикардианцев(У.Томпсон, Д.Ф.Брей и другие) объявили прибавочную стоимость плодом несправедливого обмена между трудом и капиталом, и для устранения этой несправедливости выдвинули экономически необоснованную теорию получения рабочими «полного продукта их труда».Тем не менее в Англии это течение косвенно способствовало развитию чартистского движения.

В среде тайных революционных обществ Европы 30 -40-х годов XIX века создавалтись учения необабувистского коммунизма, с его требованием немедленного коммунистического переустройства путём революционного переворота и введения революционной диктатуры, вводящей общность имущества.Во Франции эти воззрения разделяли Т.Дезами, Ж.Ж.Пийо, О.Бланки, А.Лаппонере и другие.Использование теоретиками социализма и коммунизма этого времени некоторых идей утопического социализма позволило из сделать важный шаг от уранительных принципов к коммунистическому принципу «от каждого по способности, каждому по потребности».В произведениях Дезами и В.Вейтлинга теория утопического коммунизма достигла своей вершины.

Читайте также:  Предприниматель

Близкую форму к утопическому социализму представляли взгляды китайского роеволюционного демократа Сун Ятсена.Таким образом, можно константаровать, что учение утопического социализма было не региональным, чисто европейским явлением- его идеи, соединяясь с идеологией национально-освободительных движений, выдвигались также в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

Утопический социализм в России

Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII – начале XIX столетий были А.Н.Радищев и П.И.Пестель.Особенно широкое распространение получили эти идеи в 30 -40-е годы.Социалистические взгляды А.И.Герцена и Н.П.Огарёва, возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье. положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли.

В то же время ранний русский утопический социализм представлял собой разновидность христианского социализма(В.С.Печерин и др.).Такой «религиозный» социализм продолжал существовать и позже- среди некоторых петрашевцев и народников. а также членов Кирилло-Мефодиевского общества.

В 1840-х годах среди наиболее ярких представителей русского домарксистского социализма мы видим А.И.Герцена, Н.П.Огарёва, В.Г.Белинского, М.В.Петрашевского, В.А.Милютина.Суть социалистического учения они понимали как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм, и диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства.

В 60 – 70-е годы XIX века в России, в результате длительных социально-теоретических исканий, возникает особая разновидность утопического социализма- «русский», или крестьянский социализм, получивший название народничества и в рамках которого в основном и происходило развитие социалистической идеи в России во 2-й половине XIX века.Впрочем, иногда рассматривались и и ные возможности строительства социалистического общества- например, через создание крупной промышленности(Д.И.Писарев и др.).

Наиболее глубокая концепция русского утопического социализма была разработана Н.Г.Чернышевским, которого В.И.Ленин считал «величайшим представителем Утопического социализма в России».В 70 – 80-е годы представители утопического социализма также заимствовали у марксизма его отдельные идеи(П.Л.Лавров и др.).

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий