Сарариман

Сарарима́н или саларимен́ (сарари:ман, от англ. salaried man — «служащий на окладе») — японский термин, используемный по отношению к работникам, занимающимся нефизическим трудом (служащим), особенно находящимся на окладе у крупных корпораций. Частое использование термина японскими компаниями и его распространенность в манге и аниме постепенно привели к его принятию в европейских и англоговорящих странах как аналога «белых воротничков». После Второй мировой войны карьера сараримана рассматривалась в качестве пути к стабильности и гарантированному доходу для среднего класса. В современной Японии термин ассоциируется с продолжительным рабочим днём, непристижной должностью в корпоративной иерархии, отсутствием других источников дохода (кроме зарплаты), «наёмным рабством» и кароси. Понятие «сарариман» используется исключительно по отношению мужчинам, для женщин существует термин кяриавуман («career woman»).

По мнению исследователя Эзры Фогель, слово «сарариман» широко использовалось в Японии уже к 1930-м годам, «хотя класс белых воротничков был относительно невилик до роста правительственной бюрократии и военной промышленности до и во время Второй мировой войны».

Термин используется по отношению не ко всем рабочим, получающим зарплату, а только к «„белым воротничкам“ в бюрократическом аппарате деловых компаний или органов правительственной власти». Работники «мидзу-сёбай» и индустрии развлечений (в том числе актеры и певцы) не входят в число сарариманов, хотя их основной доход может идти от зарплаты. Кроме того, исключаются врачи, инженеры, юристы, бухгалтеры, музыканты, художники, политики, руководители корпораций и самозанятые.

Стереотипный облик сараримана — офисный работник в ко в костюме и галстуке, который может иметь или не иметь высшего образования. Иногда термин имеет негативный оттенок, во избежание чего используется понятие «бизнесмен». Сарариманами является значительное число рабочих в Японии. В СМИ образ сарариманов часто становится отрицательным из-за отсутствия у них таких качеств, как инициативность и оригинальность мышления. Отрицательное отношение общественности приводит таких людей к депрессии и даже самоубийству. Корпорации с готовностью увольняют их для сокращения расходов, многие японские студенты пытаются отклоняться избежать этого пути после окончания колледжа (дацусара — «побег от корпораций»).

Читайте также:  Совместные комиссии по вопросам сотрудничества
Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий