Патентно-конъюнктурные исследования

Патентно-конъюнктурные исследования – системный научный анализ свойств объекта хозяйственной деятельности в течение его жизненного цикла, вытекающих из правовой охраны объектов промышленной собственности.

Общая характеристика

В патентно-конъюнктурными исследованиями имеются в виду исследования, проводимые в процессе создания, освоения и реализации промышленной продукции с целью обеспечения высокого технического уровня и конкурентоспособности этой продукции, а также сокращение затрат на создание продукции за счет исключения дублирования исследований и разработок. Патентные исследования проводятся на основе анализа источников патентной информации с привлечением других видов научно-технической и рекламно-экономической информации, содержащие данные о последних научно-технических достижениях, связанные с разработкой промышленной продукции, о состоянии и перспективах развития рынка продукции данного вида.

Патентные исследования проводятся на всех этапах жизненного цикла промышленной продукции и, в частности, при составлении технического задания на создание новой или модернизированной продукции, при проведении научно-исследовательской работы (НИР) и опытно-конструкторской работы (ОКР) в процессе создания новой продукции, в процессе организации массового производства продукции, а также в процессе ее коммерческого использования на внутреннем и / или внешнем рынках до момента снятия ее с производства, когда эта продукция теряет свою конкурентос проможнисть. Патентные исследования проводятся с целью установления требований потребителей к данной продукции. Это необходимо для формулирования технического задания на разработку новых или модернизированных образцов продукции и проведения различных оценок продукции и ее составных частей, а также технологии ее изготовления для выработки обоснованных управленческих решений.

Процесс проведения патентных исследований включает следующие этапы:

  • разработка задания на проведение патентных исследований;
  • разработка регламента поиска информации;
  • поиск и отбор патентной и другой научно-технической и конъюнктурно-коммерческой информации;
  • обработка, систематизация и анализ отобранной информации;
  • обобщение результатов и составление отчета о патентных исследованиях.

Разработка задания на проведение патентных исследований

Патентные исследования выполняются на основе задачи, может быть составлен по форме, приведенной в ГОСТ 3575-97. Таким документом может быть, например, техническое задание на проведение патентных исследований, рабочая программа к заказу-наряду, график проведения патентных исследований и так далее.

Читайте также:  Минимальные лизинговые (арендные) платежи

При составлении задачи определяются задачи, которые должны быть решены в процессе проведения патентных исследований, содержание работ, надо выполнить, ответственные исполнители по каждому виду работ, термит исполнения и формы отчетных документов.

Заказчиком при патентных исследований может выступать организация (предприятие), выполняющего ГДР или ОКР, связанные с созданием промышленной продукции, или отдельные подразделения организации, являющейся исполнителем НИР или ОКР, по которым необходимо проведение патентных исследований.

Исполнителем может выступать патентный подразделение организации, выполняющей ГДР или ОКР, независимая компания патентного поверенного, выполняющая услуги связанные с проведение патентных исследований, консалтинговая компания, специализирующаяся на проведении патентных исследований и так далее.

Разработка регламента поиска

Регламент поиска представляет собой программу, определяющую сферу проведения поиска в фондах патентной и другой научно-технической информации. Для определения области поиска требуется сформулировать предмет поиска, выбрать источники информации, определить ретроспективу поиска, страны, для которых следует проводить поиск, а также классификационные рубрики, Международной Патентной Классификации (МПК) или Национальной Классификации Изобретений (НКВ).

Регламент поиска разрабатывается в соответствии с задачами патентных исследований, определяемых стадиями жизненного цикла объекта техники и указываются в задании на проведение патентных исследований.

Определение предмета поиска

Предмет поиска определяются исходя из категории объекта техники, являющейся объектом исследования (устройство, способ или вещество), а также по конкретным задач патентных исследований, регионов (стран).

Если объектом исследований является прибор, то предметами поиска могут быть:

  • устройство в целом (общая компоновка, принципиальная схема)
  • способ работы прибора;
  • функциональные элементы устройства (узлы, блоки, детали выполняют в приборе обозначенные функции);
  • способ (технология) изготовления устройства и его функциональных элементов;
  • материалы (вещества), используемые для изготовления устройства и его функциональных элементов;
  • внешний вид (дизайн) устройства;
  • средства индивидуализации (маркировка) прибора.

Если прибор относится к электронным приборам, в состав которого входят полупроводниковые микросхемы, то предметом поиска может быть топология интегральных микросхем. Если прибор относится к вычислительным машинам, то предметом поиска может быть программный продукт.

Читайте также:  Посредник

Если объект исследуется, относится к категории способа (технологический процесс), то предметами поиска могут быть:

  • способ (технологический процесс) в целом;
  • отдельные операции (этапы) способа, если они самостоятельным охраноспособными объектом;
  • исходные продукты и способы их получения;
  • конечный продукт (продукция);
  • оборудования и приборы, используемые при применении способа (процесса).

Если объект техники, исследуется, относится к категории вещества (композиция, химическое соединение и т.д.), то предметами поиска могут быть:

  • само вещество (его качественный и количественный состав, структурная химическая формула и т.д.);
  • способ получения вещества;
  • исходные материалы (вещества)
  • сферы возможного применения вещества.

Формулировать предмет поиска следует по возможности с использованием терминологии, принятой в соответствующей системе классификации. Формулировка предмета поиска соответствует названиям соответствующих рубрик МПК и НКИ.

Определение стран поиска информации

Выбор стран поиска информации определяется задачами (целями) патентных исследований.

Если задача патентного исследования заключается в установлении перечня требований к продукции конкретного вида, то как страны поиска желательно отобрать страны, занимающие ведущее положение в данной области техники.

Если задача патентных исследований заключается в отборе информации о наиболее эффективных (коммерчески значимые) научно-технические достижения (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), которые могут быть рекомендованы к использованию от время выполнения НИР или ОКР, то как страны поиска также рассматриваются ведущие в данной отрасли страны. Эти же страны должны приниматься во внимание при оценке технического уровня продукции на различных этапах ее жизненного цикла, при определении тенденций развития рынка продукции, при определении условий конкуренции на рынке данной продукции и так далее, то есть при проведении таких исследований, по результатам которых принимаются важные управленческие решения (о постановке продукции на производство, или снятия ее с производства, о выборе рыночной ниши с учетом условий конкуренции на рынке продукции данного вида, о расширении а ортименту выпускаемой продукции, и т.д.).

Во время экспертизы объектов техники на патентную чистоту поиск ведут по тем странам, в отношении которых не должны быть нарушении права третьих лиц. В частности, круг стран поиска может определяться географией экспорта продукции или условиями лицензионного соглашения.

Читайте также:  Вальвация

При оценке патентоспособности предполагаемого изобретения (полезной модели, промышленного образца) поиск проводится, как минимум, для таких стран: Россия, США, Франция, Германия, Великобритания, Япония, Швейцария, а также в фонде ЕПВ и заявкам PCT.

Определение глубины поиска

Глубина (ретроспективность) поиска информации зависит от задач (целей) патентных исследований на различных этапах жизненного цикла объекта исследования.

Для проведения исследований, связанных с определением требований к объекту техники, анализом тенденций развития, оценкой технического уровня и коммерческой значимости научно-технических достижений, поиск проводят на глубину, достаточную для установления тенденций развития данного вида техники (в среднем от 5 до 15 лет).

Для определения новизны предполагаемых изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, относящихся к профильным направлениям деятельности предприятия, и намечаемых к патентованию, патентный поиск проводится, как правило, на глубину 50 лет, предшествующих моменту проведения исследований. Для исследования новизны разработок, не относящихся к профильным направлениям деятельности организации-разработчика, патентный поиск проводится на глубину менее 15 лет. Для новых отраслей техники поиск проводится начиная с первых по времени публикаций патентных документов.

Во время экспертизы объекта на патентную чистоту глубина поиска определяется сроком действия патента в стране поиска.

Определение классификационных рубрик

Для проведения поиска информации необходимо определить классификационные рубрики для каждого предмета поиска. Для поиска в источниках патентной информации используют международную (МПК) и национальные (НКВ) системы классификации. При этом учитывают следующие основные факторы:

  • системы классификации в соответствующей редакции, действующих или действовавших в стране банков поиска в течение всего периода времени, равный глубине поиска;
  • принцип построения системы классификации изобретений и правила индексирования изобретений в различных системах классификации;
  • динамичность различных классификаций изобретений (новая редакция МПК вводится в действие каждые 5 лет).

Перечень всех классификационных рубрик определяется для каждого предмета поиска непосредственно по указателям классов изобретений стран поиска. Буквенно-предметные указатели, указатели ключевых терминов, и таблицы соответствия различных систем классификации могут использоваться как вспомогательные.

Полнота и правильность отбора классификационных рубрик могут быть уточнены в процессе поиска и отбора изобретений

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий