Урбанизация

Урбаниза́ция (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации — рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.).

Процесс урбанизации идет за счет:

  • естественного прироста городского населения
  • преобразования сельских населенных пунктов в городские
  • формирования широких пригородных зон
  • миграции из сельской местности в городскую

Промышленная революция, начавшаяся в середине восемнадцатого века, стала двигателем быстрого роста городов. Улучшение техники сельского хозяйства увеличило его продуктивность, таким образом создались предпосылки для роста населения, занятого в других отраслях экономики. Благодаря развитию транспорта города стали менее зависимы от своего ближайшего сельского окружения (стала возможна быстрая доставка продовольствия из далека). В то же время расположенные в городах заводы и фабрики требовали всё большего числа рабочих.

Например, между XV веком и началом XIX века население Лондона увеличилось с 45 тыс. жителей до 865 тыс жителей. Тем не менее доля городских жителей оставалась низкой. В начале XIX века в городах мира проживало 20,3 млн. человек (3% населения Земли), к 1900 — 224,4 млн. (13,6%), к 1950 — 729 млн. (28,8%), к 1980 — 1821 млн. (41,1%). Наивысшая доля городского населения (1985, %): в США — 74, Германии — свыше 85, Великобритании — свыше 91, Франции – 78%. В Россиих за 1993 – 2002 года городское население выросло примерно в 3,7 раз.

Первый этап урбанизации, связанный с массовым переселением сельских жителей в города завершился в странах Западной Европы и Северной Америки к 30-50 годам XX века. В России это произошло несколько позже, окончательная стабилизация процентного соотношения городского и сельского населения произошла к 1970-м годам. Сравнения данных переписей населения 1989 и 2002 годов не выявляют притока сельских жителей в города или наоборот.

Читайте также:  Универсал Банк

В развивающихся странах Латинской Америки этот этап подходит к завершению, в некоторых станах Азии он ещё в полном разгаре, а во многих африканских странах он ещё не начался.

Однако на этом процесс урбанизации не завершается. Следующий этап урбанизации — субурбанизация. Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д. Однако население пригородов не в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, т. к. в пригородах практически отсутствует инфраструктура (магазины, школы и др.), а главное — места приложения труда. В Западной Европе и Северной Америке процесс субурбанизации начался в 50-х годах. В России первые проявления субурбанизации наблюдаются в первую очередь в районе Москвы, однако здесь этот процесс приобрёл одну отличительную особенность: не решаясь отказаться от городской квартиры, жители многие жители мегаполиса большую часть времени проводят на загородных дачах.

Процесс субурбаницации вызывает много критики. Жители пригородов зачастую становятся «заложниками автомобиля», т. к. общественный транспорт в пригородах как правило отсутствует. К тому же в небольших странах с высокой плотностью населения, например Бельгии и Нидерландах пригороды занимают почти всё свободное пространство, вытесняя природные ландшафты.

Часовая миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на дорогах, что ведёт к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам. Для борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в пригородах общественного транспорта, например пригородного железнодорожного и легкорельсового, например система RER в Париже.

В процессе компьютеризации экономики в последнее десятилетие появился эффект отрыва места работы (номинального) от места исполнения трудовых задач: человек за компьютером может выполнять работу для фирмы на другом конце земного шара. Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, таким образом ослабляется (для работодателя некоторого типа работ становится неважно, в какой точке земного шара находится исполнитель), и возникает концепция «всемирной деревни»: все (а точнее – информационно-коммуникативные типы деятелей) рано или поздно переедут в экологически чистые пригороды и рост городов остановится.

Читайте также:  Укрэксимбанк

Характерная особенность современной урбанизации – опережающий рост городского населения по сравнению с сельским. Население афро-азиатских стран из-за своей большой численности создает общий перевес села над городом по миру, хотя большая часть населения Северной Америки, Европы и Австралии живет в городах.

Изучением процессов урбанизации занимается новая для XX и XXI веков дисциплина урбанистика.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий