Стиль руководства

Стиль руководства – совокупность средств воздействия руководителя на подчиненных, которая обусловлена спецификой задач, поставленных перед предприятием, взаимоотношениями руководителя с подчиненными, объемом его должностных полномочий, личностными качествами всех членов коллектива.

Стилевые шкалы

Успех применения того или иного стиля зависит от многих обстоятельств:

  • содержания задачи и сроков ее решения;
  • личности руководителя;
  • особенностей коллектива и исполнителя;
  • специфики «текущего момента»;
  • другие факторы.

Под стилем понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, что позволяет повлиять на них и заставить делать то, что в это время нужно. Существуют две основные стилевые шкалы:

  1. шкала власти, диапазон которой простирается от полной демократии к абсолютной автократии. Здесь рассматривается отношение руководителя к своим подчиненным как к субъектам управления;
  2. шкала преимуществ, на которой отражается отношение руководителя к подчиненным как к объектам управления.

Виды

По «шкале власти» стиле руководства подразделяются на несколько видов, например, на:

  • авторитарный (директивный)
  • демократический (коллегиальный)
  • либеральный (снисходителен)

Их особенности отражены в таблице:

Характеристика стилей руководства

Параметры взаимодействия руководителей с подчиненными Стили руководства
Авторитарный Демократический Либеральный
1. Приемы принятия решения Единолично решает вопрос Перед принятием решения советуется с подчиненными Ждет указаний от руководства или решения совещания
2. Способ доведения решения до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит просит
3. Распределение ответственности Берет на себя или перекладывает на подчиненных Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями Снимает с себя всякую ответственность
4. Отношение к инициативе подавляет Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных
5. Отношение к подбору кадров Боится квалифицированных работников Подбирает грамотных работников Подбором кадров не занимается
6. Отношение к недостаткам собственных знаний Все знает – все умеет Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных
7. Стиль общения Держит дистанцию, не общительный Дружески настроен, любит общение Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе
8. Характер отношений с подчиненными диктуется настроением Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль Мягкий, покладистый
9. Отношение к дисциплине Сторонник формальной жесткой дисциплины Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям Требует формальной дисциплины
10. Отношение к моральному воздействию на подчиненных Считает наказание основным методом стимулирования. Поощряет только по праздникам Использует различные виды стимулов, не всегда ориентируясь на праздники Действует примерно так же, как и демократ
Читайте также:  Собственный капитал компании

Кроме рассмотренных стилей руководства в литературе предлагаются системы управления X, Y, Z:

  • Теория X – авторитарный подход к управлению, то есть прямое регулирование и жесткий контроль. Люди ленивы, нуждаются в принуждении, контроле, управлении, стимулировании к добросовестной работе, предполагает страх наказания.
  • Теория Y – рабочие – создатели и их нужно наделять полномочиями. Это демократический (партисипативное) подход, приводит к делегированию полномочий, обогащению содержания работы, улучшению взаимоотношений, признанию того, что мотивация людей происходит на основе сложной совокупности психологических потребностей и ожиданий.
  • Теория Z – эта теория разработана на основе особенностей японского стиля управления, определяет ряд принципиальных положений: долгосрочная, иногда пожизненная, система найма на работу, коллективное принятие решений и коллективная ответственность, медленное продвижение по службе и неспециализированной карьере (т.е. ротация работников через различные виды работ), неявный механизм контроля, всесторонняя забота о персонале.
Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий