Смежные права

Смежные права
Международный символ смежных прав

Смежные права — это права, которые в некоторых отношениях имеют сходство с авторским правом. Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики. Одним ярким примером является певец или музыкант, исполняющий произведение композитора для широкой публики. Общей целью этих смежных прав является охрана юридических интересов тех лиц или организаций, которые вносят существенное творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики.

Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием. В качестве примера, фортепьянный концерт Бетховена. Он может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт-диск. Поскольку Бетховен умер в 1827 г., все его произведения являются всеобщим достоянием, в силу чего не подлежат охране авторским правом. Следовательно, кто угодно волен исполнять определенное сочинение, скажем, один из фортепьянных концертов Бетховена, или записывать его на компакт диск без получения разрешения.

Однако, исполнитель концерта (пианист и оркестр), так же как и производитель компакт диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными правами в отношении, соответственно, своего исполнения концерта или его записи. Следовательно, в рассматриваемом случае никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта без разрешения исполнителей. Также никто не имеет права делать копии фонограммы, являющейся звукозаписью этого фортепьянного концерта, без разрешения производителя звукозаписи.

Стоит отметить, что производители звукозаписей могут пользоваться охраной, даже если то, что они записали, не является произведением. Звукозапись может содержать звуки природы, такие как пение птиц, океанские волны и т. д. Эти звуки не являются произведением. Тем не менее, фирма звукозаписи, организовавшая производство компакт дисков, содержащих эти звуки, будет имет охрану против любого акта пиратства, связанного с этой записью.

Субъекты смежных прав

Субъектами смежных прав или бенефициары обычно являются три группы лиц:

  • Исполнители, например, исполнитель песни;
  • Производители записей, например, фирмы звукозаписи;
  • Организации эфирного вещания.

Права исполнителей признаются в силу того, что их творческое участие необходимо для того, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.

Права производителей записей признаются в силу того, что их творческие, финансовые и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в виде коммерческих фонограмм (магнитофонных лент, кассет, компакт-дисков и т. д.). Они также имеют законные интересы в обладании юридическими средствами, необходимыми для принятия действий против случаев противоправного использования, будь то изготовление и распространение незаконных копий (пиратство), или несанкционированное эфирное вещание, или доведение фонограмм до сведения аудитории. Права организаций эфирного вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач.

Международная охрана смежных прав

Первой организованной международной реакцией на необходимость в предоставлении правовой охраны трем категориям бенефициаров смежных прав стало заключение в 1961 г. Римской конвенции или, более конкретно, «Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания». В отличие от большинства международных конвенций, которые следуют по пятам национального законодательства и призваны синтезировать существующие законы, Римская конвенция явилась попыткой установить международные нормы в новой области, в которой к тому времени существовало незначительное число национальных законов. Это означало, что большинство государств должны были составить проекты законов и принять их до присоединения к Конвенции.

Читайте также:  Частный предприниматель

Со времени принятия Конвенции в 1961 г. большое число государств осуществили законодательные инициативы в вопросах, относящихся к Конвенции, и законы многих таких государств превышают минимальные уровни охраны, установленные Конвенцией. Самой последней международной реакцией на эти все возрастающие потребности в правой охране стало заключение Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам («ДИФ»), подписанного в Женеве 20 декабря 1996 г. Разработка этого договора предполагала предоставление дополнительной охраны имущественным и неимущественным правам исполнителей и производителей фонограмм, в частности, в отношении их использования в цифровом виде, включая использование сети Интернет. Договор вступил в силу 20 мая 2002 года.

Что касается обеспечения защиты прав, то средства судебной защиты от случаев нарушения смежных прав, как правило, аналогичны средствам, которыми располагают обладатели авторского права. Это охранительные или временные меры; гражданско-правовые средства защиты; уголовные санкции; меры, предпринимаемые на границе; а также меры, средства судебной защиты и санкции против злоупотреблений в отношении технических устройств.

Идея смежных прав привлекла внимание и как способ защиты устного культурного наследия многих развивающихся стран, которое является частью их фольклора, поскольку именно исполнители часто знакомят широкую аудиторию с этим фольклорным наследием. Предоставляя охрану смежным правам, развивающиеся страны могут тем самым также предоставить охраны обширному и бесценному культурному наследию, являющемуся метафорой их собственного существования и подлинности, а на самом деле, той сущностью, которая разделяет культуры соседствующих стран и народов всего мира.

Более того, защита производителей фонограмм и организаций эфирного вещания помогает создать основу для национальных отраслей промышленности, способных распространять национальное культурное наследие в пределах страны и, что более важно, на рынках за ее пределами. Огромная популярность того, что называется «мировой музыкой», демонстрирует, что такие рынки существуют, однако не всегда материальные блага в результате использования этих рынков возвращаются в страну, являющуюся колыбелью культурного наследия.

Читайте также:  Соверен

Срок действия смежных прав

Срок действия охраны смежных прав в соответствии с Римской конвенцией составляет, по меньшей мере, 20 лет, начиная с конца года, в котором: состоялось исполнение, что касается исполнений, не вошедших в фонограммы; была осуществлена фиксация (запись) в случае фонограмм и исполнений, вошедших в фонограммы; состоялась вещательная передача. Многие национальные законы, охраняющие смежные права, предоставляют более продолжительный срок охраны, нежели минимальный срок, предусмотренный в положениях Римской конвенции.

В соответствии с Соглашением ТРИПС права исполнителей и производителей фонограмм охраняются в течение, по меньшей мере, 50 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана запись исполнения или имело место исполнение, а права организаций эфирного вещания — в течение, по меньшей мере, 20 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана вещательная передача. Это означает, что странам, присоединившимся к Соглашению ТРИПС, нужно пересмотреть и предусмотреть в своих законах (или соответственно изменить эти законы) более продолжительный срок охраны, чем тот, который требуется Римской конвенций.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий