Север – Юг

«Север — Юг» — международный транспортный коридор. Призван обеспечить транспортную связь между странами Балтии и Индией через Иран. Основными преимущества МТК «Север — Юг» перед другими маршрутами (в частности перед морским маршрутом через Суэцкий канал) называются: сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.

Соглашение о создании коридора было подписано в Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 года. Странами-участницами стали Россия, Иран и Индия. В мае 2002 года в Санкт-Петербурге министрами транспорта стран-участниц был подписан протокол об официальном открытии коридора. Позднее к договору присоединились Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Оман, Сирия.

Товарный рынок оценивается в 25-26 млн тонн к 2015 году. Ожидается, что строительство железнодорожного участка между Ираном и Азербайджаном сократит на 13…20 % объем российского внешнеторгового транзита грузов через Турцию (включая водный путь Босфор-Мраморное море-Дарданеллы). На территории России стержневым направлением развития транзитных и внешнеторговых грузопотоков в рамках коридора «Север — Юг» является железнодорожное направление Бусловская — Санкт-Петербург — Москва — Рязань — Кочетовка — Ртищево — Саратов — Волгоград — Астрахань протяженностью 2513 км.

Маршруты следования грузов

Коридор предусматривает три основных маршрутов следования грузов:

  • Транскаспийский: через порты Астрахань, Оля, Махачкала. В 2004 году была построена железнодорожная ветка до порта Оля.
  • По восточной ветви коридора: прямое железнодорожное сообщении через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен — Серахс. В 2007 году был подписан договор на строительство линии Жанаозен — Кызылкая — Берекет — Этрек — Горган, которая сократит маршрут на 600 км.
  • По западной ветви коридора: направление Астрахань — Махачкала — Самур, далее по территории Азербайджана до планируемой пограничной станции Астара. По территории Ирана транзит должна обеспечивать строящаяся линия Астара — Казвин — Решт. По состоянию на март 2011 года завершалась отсыпка железнодорожного полотна на участке Казвин — Решт.
    Движение грузов от Самура по существующему маршруту через территории Азербайджана и Армении с выходом в Иран через пограничную станцию Джульфа заблокировано по политическим мотивам.
Читайте также:  Социальный контроль

Критика

Основными недостатками международного коридора «Север — Юг» называются отсутствие между Россией и Ираном прямого железнодорожного сообщения и медленная работа таможни в российских портах.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий