Сбережения вкладчиков Сбербанка бывшего СССР

Сбережения вкладчиков Сбербанка бывшего СССР
Сбережения вкладчиков Сбербанка бывшего СССР

Сбережения вкладчиков Сбербанка бывшего СССР – денежные сбережения, помещенные в учреждения Сберегательного банка СССР и государственного страхования СССР, действовавших на территории советских республик, а также в государственные ценные бумаги.

Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сберегательный банк СССР) был специализированным государственным банком, созданным 1987 года в ходе реформы банковской системы в СССР на основе системы государственных трудовых сберегательных касс СССР. Одним из основных видов деятельности учреждения Сберегательного банка СССР – республиканских сберегательных касс – было привлечение временно свободных средств населения во вклады, обслуживание обращения государственных ценных бумаг и проведения расчетно-кассового обслуживания населения.

Источником пополнения банковских счетов в Сбербанке СССР были средства граждан, в котороых он экономили неизрасходованную часть зарплаты. Предпринимательских сверхприбылей в СССР не было. Субъекты хозяйствования, которые получали чистые доходы, не имели права накапливать их на банковских счетах (остаток неиспользованных доходов направлялся в государственный бюджет). Итак, главным источником банковских кредитов была зарплата работающих. Денег у населения оставалось много, потому что в советской системе с характерным хроническим дефицитом потребительских товаров и услуг их некуда было тратить. Торможение потребления было одним из приоритетов экономической политики советской власти.

Средства, которые привлекались на вклады, аккумулировались на корреспондентских счетах Сбербанка (сберкасс) в течение года. Ежегодно, после окончания календарного года общая сумма остатка средств на корреспондентском счете Сбербанка заключительными оборотами списывалась на корреспондентский счет Правления Сбербанка Союза ССР, а последнее передавало их Госбанку СССР и Министерству финансов СССР для финансирования расходов Государственного бюджета бывшего Союза.

Денежными сбережениями финансировались вложения почти во все отрасли союзной экономики. При этом объекты инвестирования избирались органами власти, и такой выбор был продиктован не критериями эффективности (прибыльности), а политическими мотивами, например, освоением новых территорий, обеспечением занятости жителей, усилением обороноспособности и тому подобное. Займы субъектам экономики были практически беспроцентными (ставка не превышала 3% в виде премии банка), они не финансировали предпринимательскую деятельность и не обеспечивались доходами (поскольку при социализме предпринимательства не было). Такие кредиты не требовали возвращения их Сбербанку, остаток вкладов которого ежегодно рос: люди экономили больше, чем снимали со счетов. Предприятия-должники или возвращали займы в отраслевой банка (к примеру, Промстройбанка), или долг вообще списывали. Его не возвращали, потому что не было перехода права собственности: и кредитором (Сбербанк СССР), и получателем займа (субъекты хозяйствования) было и то же лицо – союзное государство. Таким образом, сбережения граждан материализовались в имущественных объектах на территории страны и в Сбербанк не возвращались.

Сбережения вкладчиков Сбербанка бывшего СССР
Избыток депозитов населения в Сбербанке СССР по кредитами, выданными предприятиям, конец 1990
Сбережения вкладчиков Сбербанка бывшего СССР
Количество вкладов в отношении к количеству населения республики, конец 1991

Как видно из графиков, одни республики имели на депозитах больше, чем тратили на кредиты, другие – брали в долг у других республик. В среднем в СССР сумма депозитов почти равна сумме кредитов, однако между республиками были значительные дисбалансы.

Читайте также:  Сестерций

В момент распада текущий остаток денежных фондов находился на счетах в центральном отделении и республиканских филиалах банка. С началом гиперинфляции 1992 вкладчики пытались снимать деньги со своих счетов, но наличных рублей в необходимых объемах в филиалах союзного банка не было: большая их часть материализовалась в требования по кредитам и права собственности на материальные объекты, меньшая или удалена в Москву или не была обеспечена в нужных объемах наличными рублевыми номиналами.

13 марта 1992 правительства большинства постсоветских стран (Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана) подписали межгосударственное Соглашение о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР. Соглашение предусматривало создание совместной комиссии, которая разработала бы механизм распределения активов и пассивов бывшего Госбанка СССР. Предполагалось, что Центральный банк России предоставит создаваемой комиссии все необходимые материалы ликвидационной комиссии, включая консолидированный баланс Госбанка СССР по состоянию на 1 января 1992 года. Однако, Российская Федерация указанное Соглашение не подписала, соответственно, комиссия не была создана, а информация об активах и пассивах бывшего Госбанка СССР не был получена.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий