Сбалансированная система показателей

Сбалансированная система показателей (англ. Balanced Scorecard (BSC)) – это система менеджмента, разработанная в начале 1990-х годов Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном. Ее назначение – обеспечить более четкая формулировка стратегических планов и их реализации – шире за назначение систем, только измеряют финансовые показатели.

Сбалансированная система показателей – источник информации как по внутренним процессам в учреждении, так и по их внешних последствий.

Конкурентные преимущества намного труднее получить только за счет эффективного финансового менеджмента и инвестиций в физические активы. Способность компании мобилизовать и использовать свои нематериальные активы становится более значимым фактором. В условиях жесткой рыночной конкуренции информационного периода важным является долгосрочное развитие, основные факторы которого – грамотное стратегическое управление, эффективность бизнес-процессов, капитал компании, воплощенный в знаниях и квалификации сотрудников, способность организации удерживать и привлекать новых клиентов, корпоративная культура, поощряющая инновации и организационные улучшения, инвестиции в информационные технологии.

Развитие парадигм определения стоимости и эффективности деятельности компании

1920-е годы 1970-е годы 1980-е годы 1990-е годы
  • Модель Дюпона (Du Pont Model)
  • Рентабельность инвестиций (ROI)
  • Чистая прибыль на одну акцию (EPS)
  • Коэффициент соотношения цены акции и чистой прибыли (Р / Е)
  • Коэффициент соотношения рыночной и балансовой стоимости акций (М / В);
  • Рентабельность акционерного капитала (ROE)
  • Рентабельность чистых активов (RONA)
  • Денежный поток (Cash Flow)
  • Экономическая добавленная стоимость (EVA)
  • Прибыль до выплаты процентов, налогов и дивидендов (EBITDA)
  • Рыночная добавленная стоимость (MVA)
  • Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard – BSC)
  • Показатель совокупной акционерной доходности (TSR)
  • Денежный поток отдачи на инвестированный капитал (CFROI)

Причиной возникновения системы сбалансированных показателей было стремление руководства западных компаний усилить управленческую функцию за счет органического согласования интересов различных групп: акционеров, потребителей, партнеров, кредиторов. Для того, чтобы реализовать подобную многовекторную политику управления бизнесом, необходимо иметь комплексную систему стратегических целей и ключевых показателей, хорошо сбалансированную систему стратегического измерения.

Читайте также:  Полномочия

Еще в 1975 Стивен Кер, подводя итоги деятельности многих компаний, сделал вывод о необходимости использования различных систем измерения результатов деятельности компаний в различных целях, однако наибольший вклад в решение этой проблемы сделали американцы – директор «Norlan Norton Institute» Дэвид Нортон, ныне руководитель «Balanced Scorecard Collaborative », и Роберт Каплан – профессор« Harvard Business School », который был приглашен в качестве научного консультанта проекта. В 1990 они исследовали 12 крупных компаний, которые пытались распространить свои системы измерения путем включения в них показателей нефинансового характера, дало бы им возможность расширить информационную базу для принятия управленческих решений. В качестве главной участниками проекта были выбраны следующую гипотезу: «методика оценки эффективности деятельности предприятия, базируется исключительно на финансовых показателях не обеспечивает роста будущей экономической ценности организации». Результаты исследований способствовали появлению концепции сбалансированной системы показателей (BSC), которая получила название «сбалансированная» в результате комплексного подхода к оценке как материальных, так и нематериальных активов, основываясь на четырех составляющих – финансы, маркетинг, внутренние бизнес-процессы, обучение и рост.

Описание

Сбалансированная система показателей

Как и традиционные системы, BSC содержит финансовые показатели как одни из основных критериев оценки результатов деятельности организации, но подчеркивает важность показателей нефинансового характера, оценивают удовлетворенность покупателей и акционеров, эффективность внутренних бизнес-процессов, потенциал сотрудников в целях обеспечения долгосрочного финансового успеха компании.

Итак, система Нортона и Каплана позволяет менеджерам представить бизнес в четырех проекциях, то есть предполагает ответы на четыре вопроса:

  1. как фирму оценивают клиенты (аспект клиента)?
  2. процессы могут обеспечить фирме исключительные конкурентные преимущества (внутренне хозяйственный аспект)?
  3. каким образом можно достичь дальнейшего улучшения состояния фирмы (аспект инноваций и обучения)?
  4. как оценивают предприятие акционеры (финансовый аспект)?
Читайте также:  Фотография рабочих процессов

По каждому вопросу определяют: цели, показатели, задачи, мероприятия.

Четыре проекции Каплана и Нортона («Финансы», «Маркетинг», «Персонал», «Бизнес-процессы») представляют собой скорее организационную структуру, чем ограниченную схему. Ничто не мешает компаниям в зависимости от конкретной ситуации дополнить модель еще одной или двумя таблицами, хотя существенное преимущество BSC – ее концентрированность и качество представления информации.

ССП эффективно управляет такими ключевыми процессами, как:

  1. перевод видения в стратегии;
  2. коммуникация и связь;
  3. бизнес-планирования;
  4. обратная связь и укрепление знаний в области стратегического управления.

Кроме того, управленцы получают ответы на основные вопросы:

  • за счет чего компания создает свою стоимость?
  • Процессы являются ключевыми в ее деятельности?
  • Какой уровень квалификации персонала и применяемых технологий?
  • Какова их соответствие выбранной стратегии?
  • Инвестиции нужно осуществить в развитие компании с целью достижения долгосрочных целей организации?

В результате использования Balanced Scorecard деятельность компании становится более прозрачной и управляемой.

ССП значительно расширяет возможности стратегического управления, что делает его реальным.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий