Рынок

Рынок — совокупность социально-экономических отношений в сфере распределения и обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключённого в ней труда. Рынок является формой связи между товаропроизводителями. В его основе лежат экономические отношения, порождённые разделением труда и формами собственности на средства производства. Основные элементы рыночного механизма: цена, спрос, предложение. С точки зрения территориальных границ и его масштабов, различают местный рынок, национальный (внутренний) и мировой (внешний).

Ры́нок:

  1. то же, что базар; место, отведённое для торговли.
  2. определённая форма взаимодействия покупателей и производителей, основанная на общественном разделении труда, частной форме собственности и обмене. Это, таким образом, механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов, это определённое отношение обмена.
  3. общая ситуация на рынке:
    • Рынок покупателя — рынок в состоянии, выгодном для покупателя (избыточное предложение приводит к падению цен)
    • Рынок продавца — рынок в состоянии, выгодном для продавца (избыточный спрос приводит к росту цен)

Как рассчитать емкость рынка

Если обратиться к бизнес-терминологии, то в маркетинговом понимании — емкость рынка (market capacity) — совокупный платежеспособный спрос покупателей на определённый товар при сложившемся уровне цен. Однако есть и другие определения, схожие по своей сути.

Зачем нужно знать какая емкость рынка у того или иного продукта или группы товаров и какую долю занимает предприятие на рынке (как правило, рассчитывают ёмкость рынка и/или положение организации на этом рынке)? Прежде всего, для того, чтобы правильно оценить ситуацию и динамику изменений на рынке и, соответственно, принимать единственно верные управленческие решения, которые в дальнейшем и повлияют на жизнеспособность этого предприятия или товара которое оно производит (сбывает). Не всегда конечно это получается, но, тем не менее… пробовать надо.

Другими словами — емкость рынка одно из ключевых характеристик любого рынка и без глубокой и детальной информации об этом показателе, «входить в него» преследуя смелые и амбициозные планы, было бы не совсем правильно.

Основные показатели ёмкости рынка. В чем измеряется ёмкость рынка? Как правило, емкость рынка измеряется в натуральном и/или денежном показателях. При этом следует «очертить» территорию, в которой и будет рассчитываться ёмкость. Как правило — это город, район или область, то есть географически очерченная территория. В качестве временного параметра — обычно выбирают год. Почему именно год? Потому, что многим товарам и услугам присущ фактор сезонности мороженому, например. Пример 1 Емкость рынка новых легковых автомобилей в России вырастет к 2010 г до примерно 2 млн автомобилей против 1,13 млн штук в текущем году. Такой прогноз высказал первый заместитель директора по стратегическому развитию ОАО «ГАЗ» Леонид Долгов, выступая на конференции «Инвестиции в российскую автомобильную промышленность».

Читайте также:  Риски инвестиционной деятельности

Примечание: Как мы видим, то данная оценка ёмкости рынка приведена только в натуральном показателе.

Пример 2 По нашим расчётам ёмкость рынка щебня и известкового отсева в Кугуевском районе составляет:

Наименование            Емкость рынка в натуральном     Емкость рынка в денежном  
                        выражении, тонн/год.            выражении, руб./год.
Щебень                  24 000                          5 280 000
Отсев известковый       12 000                          2 160 000

Изменение ёмкости рынка в динамике. Ёмкость рынка имеет тенденцию к росту, к снижению или остаётся неизменной. Как правило, данная информация очень важна, как говорилось ранее для принятия тех или иных управленческих решений. Пример изменения ёмкости рынка в динамике (по годам)

Предполагаемый рост ёмкости рынка, в % к 2004 г.

                        2005    2006    2007    2008 
Щебень                  5       5       6       6
Отсев известковый       3       4       4       5

Понятное дело, что рост или падение обусловлен определёнными факторами. Какими? В данном конкретном случае предполагаемый рост потребления связан с увеличением объёмов финансирования строительства и ремонта дорог.

Влияние макроэкономических и других показателей. Емкость рынка зависит от потребности рынка в данном товаре или услуге, а также других факторов. К этим факторам можно отнести:

степень освоения данного рынка; появления на рынке аналогичных или других товаров со схожими свойствами (характеристиками); эластичность спроса; уровень цен; изменения макроэкономических показателей; качества товара; эффективность продвижения на рынок и затрат на рекламу; других факторов. Как влияет макроэкономические показатели на ёмкость рынка? Да очень просто! Давайте рассмотрим это на примере рынка недвижимости. Если внимательно посмотреть на основные экономические и социальные показатели Ростовской области в январе-декабре 2004 года, то можно увидеть, что реально располагаемые денежные доходы населения к январю-декабрю 2003 года выросли на 10,5 %.

Если денег стало больше, их обычно или тратят или откладывают «в закрома». На что можно потратить деньги или куда вложить? Вопрос актуальный и требующий серьёзного, взвешенного подхода. Основные факторы для оценки «куда?»: доходность-риск.

И если раньше доллар был любимым средством для «втюхивания» денежных знаков по причине его стабильного роста, то в последнее время он не растёт, а иногда даже того… опускается. Но надо ж куда-то деньги вкладывать? Вариантов не так много. Банки? Проценты по вкладам, увы, низки. Куда ещё? В недвижимость! Вот и стремительный рост цен, обусловленный резко возросшим спросом и это помимо общего роста цен, связанного с увеличением издержек, заработной платы и т. д.

Читайте также:  Ресурсы и запасы свинца

Если появятся альтернативные возможности вложения денежных средств с более высокой доходностью, чем предлагают банки и низким уровнем риском, естественно туда и устремятся денежные потоки. Пройдет определённый временной лаг и отток денег из сектора недвижимости, возможно, вызовет снижение цен в этом секторе экономике. Но в ближайшее время ожидать этого не приходится.

Как рассчитывается ёмкость рынка? Как правило, в аналитических статьях приводится та или иная емкость рынка, но при этом не приводятся никакие обоснования приводимых «конкретных» цифр. Большинство именитых как российских, так и зарубежных Авторов, в своих монографиях достаточно ловко уходят от конкретных примеров и расчётов.

Мне, например, не понятно, почему у того же всемирно признанного Ф. Котлера в «Основах маркетинга», такой проблеме, как «ёмкость рынка» и «расчёт ёмкости рынка», практически не уделено внимания.

Сразу хочется оговорить тот факт, что расчётная ёмкости рынка — это, «расчётная или прогнозируемая величина» и не более того. Почему именно так? Потому, что эта величина рассчитывается на основании определённых предположений и обобщений различных фактов, имевших место в прошлом, но не в будущем. Однако часто случается, что расчётные и реальные показатели ёмкости рынка рознятся.

Математически, ёмкость рынка можно выразить следующим образом:

Е = М * С;

где:

  • Е — емкость рынка в натуральном или денежном выражении (ед./год, руб./год.);
  • М — количество реализуемого товара в год (ед.);
  • С — стоимость товара (руб.)

Существуют различные подходы и методы по расчёту ёмкости рынка, перечислю некоторые из них:

Экспертный подход к определению ёмкости рынка; Экономико-математическое моделирование ёмкости рынка; Методика расчёта ёмкости рынка основанная на статистических данных, а так же ряд других методик. В рамках данной статьи, нет возможности подробно останавливаться на той или иной методике, так как каждая имеет свои достоинства и недостатки. Однако, на взгляд Автора, не существует «универсальной методике или подхода» поэтому методология расчёта ёмкости рынка по конкретному товару или услуге должна быть подобрана индивидуально.

Читайте также:  Руководство

Разработанная и опробованная Автором в конце 1999 года методика расчёта ёмкости рынка табачных изделий дала следующие результаты: при курсе доллара в 27 руб. — годовая емкость рынка Ростова-на-Дону и Ростовской области в денежном выражении составляла 64,1 млн. $/год. Повторяю, что это расчётная величина. Какой она была фактически? На этот вопрос, возможно, ответили бы маркетологи Донской табачки.

Проводя расчёты, можно получить результаты с достаточно большим разбросом. Предположим, что в натуральном выражении мы вышли на определённые цифры, но… данные по емкости рынка сигарет считались по оптовым ценам. Если всё это пересчитать по розничным ценам, то результат измениться в сторону увеличения.

По каким ценам считать? Выбор всегда за специалистами, занимающимися данной проблемой исходя из конкретно поставленной задачи.

Пример расчёта ёмкости рынка мяса свиньи в г. Ростове-на-Дону Как посчитать потребление мяса свиньи в г. Ростове-на-Дону? Попробуем использовать методику, основанную на среднестатистическом потреблении мяса на душу населения. Итак…

Потребление мяса на душу населения по данным Госкомстата составляет не менее 49 кг./год на душу населения при рекомендуемой норме 74-75 кг./год. Население г. Ростова-на-Дону — 1 080 000 чел.

Емкость рынка мяса по г. Ростову-на-Дону в натуральном выражении, кг./год. Емкость рынка мяса в натуральную величину, кг./год. Расчётное значение 52 920 000

Структура потребления мяса в России 2004 год

                Кг.     % 
Говядина        19      39
Свинина         14      29
Мясо птицы      12      24
Прочее          4       8

Расчётная ёмкость рынка свинины по г. Ростову-на-Дону в натуральном выражении, кг./год. Емкость рынка мяса свиньи в натуральную величину, кг./год. Расчётное значение 15 346 800

Принимаем стоимость 1 кг. мяса свиньи — 100 руб. Следовательно, емкость рынка мяса свиньи в ценовом выражении составляет около 1,535 млрд. руб./год.

Следует иметь в виду, что любой расчёт емкости рынка имеет свои особенности, и порой требует введения определённых поправочных коэффициентов, а приведённая выше методика расчёта емкости рынка мяса свиньи, абсолютно неприменима к республике Татарстан, так как в силу религиозных особенностей структура потребления мяса там несколько иная. Именно поэтому к выбору методики и подхода нужно относиться собой тщательностью и вниманием.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий