Рынок образовательных услуг

Рынок образовательных услуг – это система отношений в рыночных условиях, по поводу купли-продажи образовательной услуги, которая в силу этого становится товаром. Важно понимать, что на данном рынке объектом купли-продажи является не само образование, как процесс приобретения знаний, а образовательная услуга, включающая в себя комплекс материальных и нематериальных ресурсов, необходимых для процесса обучения. Рынок образовательных услуг можно рассматривать в двух аспектах: как самостоятельный элемент и как часть рынка труда.

Ученые-экономисты выделяют следующие характеристики рынка образовательных услуг (далее – РОП). Рынок образовательных услуг характеризуется:

  1. углублением селективной функции образования;
  2. развитием функции адаптации образования и человека к новым возможностям обучения, переобучения, повышения квалификации;
  3. усилением конкурентоспособности и динамичности работника на рынке труда;
  4. дифференциацией форм и видов образовательных услуг;
  5. созданием напряженности на рынке труда через получение выпускниками невостребованных специальностей;
  6. формированием негосударственного образования на всех уровнях;
  7. изменениями общественного мнения, в которых образование стало восприниматься как важнейшее условие выживания, основа материального благополучия;
  8. ориентацией молодежи на престижные профессии и тому подобное.

Рынок образовательных услуг в контексте развития рыночных отношений трактуется, как правило, как сфера обращения или система экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг. То есть, если мы говорим об образовании как элемент рыночной экономики, является специфическим для нашего государства, то на этом рынке должны быть продавец, покупатель и товар. Кроме общепризнанных продавцов и потребителей товара, в состав участников рынка образования можно отнести многочисленных посредников – образовательные фонды, службы занятости, биржи труда, органы лицензирования и аккредитации образовательных учреждений. Они служат механизмами, с помощью которых образовательная услуга продвигается на рынок.

Продавцами на рынке образовательных услуг является университеты и другие учебные заведения. Покупателями (потребителями) выступают абитуриенты, их родители, выбирают учебное заведение в зависимости от целого ряда условий и параметров; работодатели – фирмы, учреждения, организации и предприятия, оплачивают обучение своих сотрудников; предприятия, организации и учреждения, нанимают выпускников.

Читайте также:  Хозяйственный учет

Образовательная услуга выступает на рынке образования товаром, хотя и весьма своеобразным. Надо отметить, что его особенность прежде всего заключается в том, что она (товар-образовательная услуга) одновременно и предоставляется, и потребляется. Товаром на рынке образовательных услуг являются знания, умения и навыки, предлагаемые субъектами этого рынка (вузами, частными преподавателями, училищами, колледжами и т.д.). Соглашения между субъектами, которые предлагают эти услуги в сфере образования, и его потребителями осуществляются посредством обмена. Очевидно, что в настоящее время сделки осуществляются следующим образом: продавец образовательной услуги обучает то потребителя и подкрепляет полученное образование дипломом, свидетельством, аттестатом, а потребитель вносит плату за обучение, или за него это делает, например, государство. Итак, высшее учебное заведение выходит на рынок образования и на рынке труда с результатами своей образовательной деятельности (услуг, программ, курсов и т.д.), опосредованными в знаниях, умениях и навыках выпускников, подтвержденных дипломом (сертификатом).

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий