Психология управления

Психология управления – это отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности, то есть влияние психологии отдельного человека и группы на процесс управления и, наоборот, влияние управленческих отношений на психологию отдельного человека и группы.

Психология управления изучает психику человека, дает психологическую характеристику управленческой деятельности и анализирует качества, необходимые для ее успешного выполнения. Важное значение имеет христианская психология.

Психология управления – сравнительно молодая отрасль психологической науки.

Психология управления формировалась и развивалась на стыке ряда психологических дисциплин: инженерной психологии, психологии труда, социальной психологии и педагогической психологии. Объектами исследования психологии управления, как и в других отраслях, остаются системы типа «человек – техника», «человек – человек». Но особенность этой области заключается в том, что указанные объекты рассматриваются с точки зрения организации управленческих отношений.

Предмет

Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

  • Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.
  • Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.
  • Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция

Методы

Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент. По своему характеру и сути наблюдение – сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность объясняется тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и влияние на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивная, поскольку он лишь фиксирует проявилось мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям. Эксперимент относится к числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую другими методами просто не представляется возможным. Например, с целью повышения производительности труда на предприятии решили использовать ряд новых форм морального и материального стимулирования. Однако неясно, приведет ли это к желаемому результату или, наоборот, повлечет за собой негативные последствия, снизит эффект примененных ранее форм и методов. Здесь на помощь руководителю приходит эксперимент, способный в силу своих возможностей «проиграть» определенную ситуацию и «выдать» ценную информацию. Основная цель его проведения – проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения

Читайте также:  Промышленный индекс Доу-Джонса

Законы управления

Психология управления как отрасль практической психологии изучает в том числе и управленческую деятельность. Законы психологии управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении, и действуют, как и любой закон, в независимости от того, знаем мы их или не знаем. Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом:

  • Закон неопределенности отклика.
  • Закон неадекватности взаимного восприятия.
  • Закон неадекватности самооценки.
  • Закон искажения информации.
  • Закон самосохранения.
  • Закон компенсации.

Концепции управления

Концепция научной организации труда

Научная организация труда (НОТ) – процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия). Организация труда должна рассматриваться с двух сторон:

  • как состояние системы, состоящей из конкретных взаимосвязанных элементов и соответствует целям производства;
  • как систематическая деятельность людей по внедрению нововведений в существующую организацию труда для приведения ее в соответствие с достигнутым уровнем науки, техники и технологии.

Труд людей в процессе производства организуется под воздействием развития производительных сил и производственных отношений. Поэтому организация труда всегда имеет две стороны: естественно-техническую и социально-экономическую. Эти стороны тесно связаны между собой и определяют содержание организации труда.

Рациональная бюрократия

В Европе концептуальные основы научного управления были заложены М. Вебером. В книге «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер отмечал, что в основу построения капиталистического предприятия заложена идея рационализации трудовых действий. Процесс рационализации требовал вытеснения устаревших типов управленческих действий, которые Вебер назвал иррациональными, аффективными действиями. Деятельность иррационального капиталиста сводится к получению выгоды за счет перепродажи товара. От такого перепродажи общественное богатство не растет. Рациональный капиталист превращает деньги из цели в средства, создает новые промышленные предприятия, новые места для граждан, способствует изобретения новых технологий. Вебер связывает появление этого капиталиста с реформацией церкви, с изменением отношения к труду как к благородному делу. Вебер заложил основы бюрократической теории – системы эффективного управления. Он утверждал, что это неизбежный и наиболее эффективный тип организации управления предприятием.

Читайте также:  Поставщик

Характерные черты бюрократического управления:

  • высокая степень специализации служащих, обусловлена ​​четким распределением обязанностей, разделением труда;
  • иерархическая структура власти, имеет форму пирамиды;
  • система правил и инструкций, обеспечивающих координацию действий служащих;
  • отбор, назначения и расстановка кадров, основанная на квалификациях и достижениях работников;

Негативные последствия бюрократической организации управления предприятием:

  • угроза индивидуальной свободе работника;
  • выработка не гибки, ритуализированного поведения;
  • рост в геометрической прогрессии числа бюрократов;
  • увеличение уровня некомпетентности бюрократов.

Идеии Вебера о рационализации трудовых действий и бюрократизации предприятий послужили теоретической основой для разработки принципов управления и создания школы «научного менеджмента».

Административная школа управления

Основополагающими для школы административного управления были идей французского инженера А. Файоля, который считается автором первой полной теории менеджмента. Управления он определял как процесс, связанный с 4 функциями (планирование, мотивация, организация, контроль) и 14 принципам:

  • дисциплина; вознаграждение;
  • справедливость;
  • корпоративный дух;
  • подчинение личных интересов общим;
  • разделение труда, то есть специализация деятельности
  • полномочия и ответственность;
  • единоначалие – работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
  • единство направления деятельности;
  • централизация управления;
  • скалярная цепь – необходимость суббардинации руководителей;
  • порядок;
  • стабильность кадров
  • инициатива

Теория человеческих отношений

Благодаря исследованиям Мейо в США распространяется термин «человеческие отношения», возникает особая политическая доктрина, которая превратилась в официальную программу управления организациями. В основу доктрины «человеческих отношений» положены следующие принципы:

  • Человек – это «социобильное существо», ориентированное на принадлежность к определенной группе и включено в контекст группового поведения.
  • Бюрократическая организация с ее жесткой иерархией несовместима с природой человека и его свободой.
  • Руководители предприятий в большей степени должны ориентироваться на людей, чем на продукцию. Работникам необходимо создавать благоприятные условия труда и общения для того, чтобы повысить их производительность.
  • Вознаграждение за труд всей группы эффективнее вознаграждения одного человека.
Читайте также:  Правила страхования

Социальное вознаграждение эффективнее экономического. Демократический стиль руководства, повышение удовлетворенности трудом и взаимоотношениями, создание атмосферы сотрудничества являются элементами социального вознаграждения. Мейо считал, что концентрация внимания управляющих на социальных и психологических аспектах трудовой деятельности людей – это основной путь решения общественных противоречий и обеспечения социальной стабильности общества.

Им предложены следующие средства повышения производительности труда: паритетное управление, основанное на учете взаимных интересов администрации и работников предприятия; гуманизация труда, обеспечивается внедрением новых техники и технологий, созданием благоприятных условий труда; принятия коллегиальных решений, демократический стиль руководства предприятием; просветительство работников, их профессиональное обучение и создание условий для повышения их профессиональной квалификации.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий