Прямая социальная защита населения

Прямая социальная защита населенияОсновным объектом прямой социальной защиты (помощи) является благосостояние наиболее обездоленной части населения. Она охватывает преимущественно тех, кто, не обладая адекватными материальными источниками жизнеобеспечения в виде достаточных сбережений, доходов от капиталовложений, ценных бумаг и, особенно, от продажи своей рабочей силы на рынке труда, не способен к самостоятельному выживанию. Как правило, это лица, не достигшие или превысившие трудоспособный возраст, а также те, кто, находясь в таком возрасте, по тем или иным причинам не участвуют в общественном производстве (хронически или временно больные, инвалиды, учащиеся и т. п.). Прямая помощь может предоставляться не только отдельным лицам, но и низкодоходным семьям, на содержании которых они находятся (например, многодетным), и т. д.

Под <защитой> обычно подразумеваются обеспечение экономически слабым слоям населения минимальных средств к существованию в виде социальных пособий, нейтрализация или, по крайней мере, смягчение разрушающего воздействия <внешних> обстоятельств (экономических, политических) на такие пособия, их покупательскую способность, предотвращение общего падения жизненного уровня таких слоев. Под <социальной> – решающая роль общества, прежде всего государства, в организации и финансировании такой защиты, в ее осуществлении.

О размерах этих слоев частично можно судить на основании данных о численности пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения. В начале 1995 года количество пенсионеров всех видов составило 36,6 млн. человек, в том числе по старости -29,1 млн. (79,4%), инвалидности -3,9 млн. (10,7%), по случаю потери кормильца -2,4 млн. (6,6%) и др. В результате, на 1 тыс. человек населения приходится 248 пенсионеров. Это одна из наиболее быстрорастущих групп населения. За последние четверть века ее величина выросла на 63%.

Прямая социальная защита наиболее обездоленных и экономически слабых слоев населения является не только одним из главных, но и одним из наиболее ранних направлений социальной политики. Общество издавна, вначале преимущественно по моральным, а также политическим, соображениям брало на себя заботу об отдельных представителях этих слоев.

Читайте также:  Презентация для лифта

Прямая социальная защита представляется традиционным направлением социальной политики. За время своего продолжительного существования оно претерпевает значительную эволюцию по содержанию, масштабам, методам, источникам финансирования, институтам и т. д. Разрозненные усилия соседей, членов небольших сообществ, групп взаимопомощи, церковных организаций, состоятельных филантропов, профессиональных объединений трудящихся, благотворительные акции частных лиц и бизнеса, некогда игравшие главную роль в механизме прямой социальной защиты населения, ныне составляют лишь его небольшую, преимущественно периферийную часть. В центре этого механизма – государственная система социального обеспечения.

Прямая социальная защита наиболее уязвимых слоев населения осуществляется прежде всего через социальное обеспечение. Уже в переходный период начинает формироваться новая система – более интенсивная, адресная и динамичная. Повышение эффективности всех звеньев социального обеспечения, совершенствование методов его деятельности, более экономное и рациональное использование тех скудных средств, которые выделяет общество на социальные потребности, приобретают решающее значение.

Инфляционный рост цен выдвигает в качестве главной задачи социального обеспечения защиту реальной величины социальных пособий. В России попеременно применяются оба метода нейтрализации негативных социальных последствий инфляции. При этом индексация в принципе выглядит более эффективной в смягчении падения реальных, то есть скорректированных на рост цен, пособий. Но индексация в состоянии сама оказывать значительный инфляционный эффект.

Компенсация менее результативна в социальном отношении, но и ее инфляционные последствия значительно менее ощутимы. Пытаясь совместить нейтрализацию социальных последствий инфляции с решением экономических (финансовых) задач, правительство отдает предпочтение методу компенсации как относительно оптимальному в нынешней социально-экономической ситуации.

Меры по нейтрализации негативных последствий инфляции не привели к полностью положительным результатам. Они способствовали лишь некоторому смягчению тенденции к падению реальной величины социальных пособий, но не смогли предотвратить ее развитие. Ни одна, даже самая совершенная, система социального обеспечения не в состоянии справиться с той гигантской волной роста цен, которая обрушилась на Россию. Выход не только в модернизации самой системы социального обеспечения, но и в еще большей степени в сдерживании инфляции, в уменьшении ее масштабов, в экономической стабилизации.

Читайте также:  Передаточное поручение

В связи с ограниченными возможностями противостоять росту цен денежными средствами большое значение в поддержании уровня жизни социально уязвимых слоев приобретает неденежная, включая натуральную, помощь. Она приобретает разнообразные формы и возрастающие размеры.

Существенные изменения происходят и в области организации социального обеспечения. Такие изменения касаются, в частности, ее финансирования. Здесь, наряду с бюджетными ассигнованиями, большое значение приобретают внебюджетные фонды.

Социальная служба все больше децентрализуется. В возрастающей степени она падает на плечи региональных и особенно местных органов исполнительной власти. Местная инициатива, обладая наибольшими возможностями учитывать индивидуальные и групповые особенности нуждающихся в прямой социальной помощи, приобретает решающее значение. Тем самым обеспечивается гибкость системы прямой социальной защиты населения в переходный период, ее отзывчивость на конкретные потребности различных экономически слабых слоев в разных регионах России и повышается общая эффективность этого особенно важного в условиях экономического кризиса направления социальной политики государства.

Оцените статью
Financial-Helper.RU