Промышленная революция в Германии

Промышленная революция – прорывной этап в индустриализации Германии, начавшаяся в 1815.

Промышленная революция

Германия вышла на путь капиталистического развития позже, чем Англия и Франция . Промышленный переворот здесь начался лишь в 1830-х годах и продолжался до 1870-х годов. Важнейшей причиной такого отставания было наличие феодальных средневековых порядков в сельском хозяйстве, сохранение цехов в промышленности и политическая раздробленность страны.

В отличие от Англии и Франции, становление общества нового типа в Германии происходило не революционным, а эволюционным путем. Средневековые порядки, а именно господство феодального землевладения и повинности крестьян, ликвидировались постепенно, путем реформ. Даже после революции 1848 г. в Германии сохранялась феодальная монархия и политическая и экономическая власть крупных землевладельцев – юнкеров. Правда, монархия стала ограниченной, и некоторые политические права получила национальная буржуазия.

Опоздание промышленного переворота было обусловлено изолированностью страны от мировых торговых путей, отсутствием собственного флота . Политическое раздробленные германские государства строили свою собственную экономическую политику. Каждая из них имела собственные деньги, метрическую систему, таможенные границы и нормы законодательства , которые тормозили создание единого национального рынка . Основные промышленные районы страны – Прусско-Силезский, Саксонский и Рейнско-Вестфальский – были экономически слабо связаны между собой.

Промышленная революция в Германии
Прядильная фабрика – один из первых заводов Германии

В Германии долгое время господствовало средневековое ремесленное производство, основной формой которого были цеха. Мануфактуры появились в конце XVIII в. и были расположены, как правило, в сельской местности. Господство городских цехов было подорвано немецким законодательством лишь в 1860-х годах. Ремесленное производство было малоэффективным. Промышленная продукция не была конкурентоспособной на внешнем рынке. Более того, внутренний рынок страны заполонили дешевые изделия французской и английского фабрично – заводской промышленности. Германия в первой половине XIX в. была аграрным придатком промышленно развитых Англии и Франции.

Читайте также:  Пут-опцион

Особенностью запоздалого промышленного переворота в Германии было то, что он базировался на основе отечественного машиностроения, на собственных инженерно-технических достижениях. В Германии сразу строились огромные по тому времени машиностроительные предприятия, оснащенные новейшим оборудованием. Именно это обеспечило невиданные в XIX в. темпы промышленного производства. Структура немецкой фабричной промышленности тоже выгодно отличалась от английской и французской. В Германии был осуществлен ряд изобретений (красители), в результате чего начала успешно развиваться химическая промышленность.

Для развития аграрных отношений в Германии характерной была постепенная ликвидация феодально-крепостнических отношений, которая затянулась до 1880-х годов. Индустриализация сельского хозяйства здесь также происходила медленно, темпы его развития отставали от промышленности. Факторами, которые сдерживали этот процесс, были обезземеливания и малоземелье большинства крестьян, их низкая покупательная способность, высокая земельная рента, задолженность .

Борьба за объединение Германии и подготовка к войне с Францией стали важным стимулом промышленного роста страны в 50-60-х гг. В связи с этим ускоренными темпами развивалась военно-промышленная база, в которой особую роль играли сталеплавильные, артиллерийские заводы Круппа (Рейнская область). Большое значение придавалось железнодорожному строительству, которое приобрело общенациональный характер, ликвидировало экономическую разрозненность страны, способствовало консолидации внутреннего рынка.

Хозяйственному подъему и ускорению промышленного переворота способствовал также таможенный союз германских государств ( 1867 г.) , который возглавляли союзный таможенный совет (нем. Zollverein)и таможенный парламент. Эта хозяйственная организация во многом определила позже политическое объединение государства.

Промышленная революция в Германии
Рост занятости в сферах экономики – сельском хозяйстве (сверху), промышленности (в центре) и сферы услуг (снизу)

Важным показателем для начала промышленной революции в 1850-х годах было резкое увеличение использования угля, производства чугуна и стали, в частности, увеличение строительства машин, не в последнюю очередь локомотивов и увеличение транспортных услуг на железнодорожном транспорте. Растущий спрос на топливо и промышленные товары привели к дальнейшему расширению сети железных дорог и в свою очередь повысило спрос на новые локомотивы и рельсы.

Читайте также:  Геополитический парадокс России

Ведущие отрасли

Железнодорожное строительство

Промышленная революция в Германии
Железная дорога как проявление промышленной революции (1844)

Во вторичном секторе наблюдался стремительный рост производства железнодорожных двигателей, которое впоследствии заняло, в целом, ключевые позиции. Железнодорожная эра началась в Германии с шестикилометрового маршрута между Нюрнбергом и Фюртом железнодорожной компании Louis. В 1837 году был проложен 115-км маршрут между Лейпцигом и Дрезденом .

В 1840 году насчитывалось около 580 километров железных дорог, в 1870 году – около 7000 км .

Металлообработка

С началом железнодорожного строительства в середине 1830-х годов, возрос спрос на рельсы и локомотивы. С 1830-х годов, таким образом, увеличилось число производителей паровых двигателей локомотивов.

Помимо нескольких крупных компаний в этой области, было много малых и средних предприятий, зачастую семейных. Основные производства располагались в Хемнице и Цвиккау, а также Берлин, Дрезден, Ганновер, Лейпциг, Мангейм и Кельн. В 1860-х годах начали производиться паровые двигатели. В частности, основной продукцией в течение 1870-х гг. является текстильное оборудование, паровые двигатели и сельскохозяйственная техника.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий