Промышленная революция в Англии

Промышленная революция в Англии — события, так или иначе связанные с переходом экономики Англии от аграрно-феодальной к промышленно-капиталистической.

Предпосылки

Аграрный переворот XVI—XVII веков явился важнейшей предпосылкой промышленной революции. В результате него ускоренными темпами развивалось высокотоварное, основанное на фермерской основе, сельское хозяйство. Английские фермеры интенсивно хозяйничали, улучшая агротехнику и агрокультуру. Распространились севооборот, травосеяние. Широко применяли паровые плуги, машины, дренажные работы, использовали минеральные удобрения. Аграрные сдвиги способствовали высвобождению большого количества людей и создали резерв единого национального рынка, который стимулировал развитие хозяйства в целом.

Внешнеэкономические предпосылки промышленного переворота в Англии заключались в безоглядном ограблении колоний. На конец XVIII в. Англия превратилась в крупнейшую морскую и колониальную державу мира. Огромные прибыли, которые обеспечивались господством в мировой торговле, использованием несметных богатств Северной Америки, Индии и других колониальных владений, вкладывались в английскую промышленность.

Чрезвычайно благоприятными для промышленного переворота были географическое расположение Великобритании и природно-экономические условия страны — водные коммуникации, удобные гавани, большие залежи железной руды и угля, наличие сырья для текстильной промышленности.

Внешне-экономические условия

Постоянный спрос в Европе на английские изделия, вызванный непрекращающимися войнами, обеспечивал им рынок сбыта и тоже способствовал осуществлению промышленного переворота. Не последнюю роль в этом сыграла и политика протекционизма и меркантилизма, которую проводило английское правительство. Важным фактором промышленного переворота был выход на качественно новый технический уровень английского хлопчатобумажной промышленности, обеспечивался постепенным внедрением в текстильное производство новых машин и механизмов.

Механик Джон Кей в 1733 году усовершенствовал ткацкий станок «летучим челноком». Изобретателем — ткачом Джеймсом Харгривсом в 1764 году была изобретена механическая прялка «Дженни», на которой можно было работать с 16-18 веретенами. В последней трети XVIII века С. Кромптон создал «мюль-машину», которая базировалась на принципах работы прялки «Дженни», но изготавливала тонкую и прочную хлопчатобумажную пряжу. Она распространилась в производстве и стала технической основой механизированного прядения.

Читайте также:  Региональная экономика

Процессы ткачества некоторое время отставали от механизированного прядения, но это несоответствие был ликвидирован изобретением механического ткацкого станка Е. Картрайта в 1785 Он заменял работу 40 ткачей. Так в английской промышленности появились первые машины и фабрики. В 60-80-х годах XVIII в. они появились в других отраслях промышленности.

Эпохальное значение в промышленности имели изобретения шотландского механика Джеймса Уатта, который в 1769 году изобрел первую паровую машину, позднее он усовершенствовал её, и с этого времени паровая машина стала основным источником энергии британской текстильной промышленности. Это позволило широко использовать угля в качестве основного топлива, ликвидировало зависимость от водяного двигателя, открыло для промышленности новые регионы страны. Вскоре, после открытия завода паровых машин (недалеко от Бирмингема), паровые машины начали применяться в различных отраслях промышленности. В 1820 году в Великобритании работало 320 паровых машин Дж. Уатта, их количество и мощность постоянно возрастала.

Применение машин ускорило развитие металлургии, угольной промышленности. Возникло машиностроения, основу которого составляли изобретение и широкое применение токарного станка и сверлильной машины. Рост промышленного производства обусловило появление новых более совершенных и скоростных транспортных средств. Наличие паровой машины сделала возможным её применение на железнодорожном и морском транспорте. В 1812 году в Англии был пущен пароход на реке Клайд. В то же время начались эксперименты на железных дорогах. Р. Тревтик построил несколько моделей паровых повозок. Продолжил его поиски Дж. Стефенсон, который создал самоходную паросиловую установку на основе стационарной паровой машины. Локомотив Стефенсона в 1829 прошел первые испытания и развивал скорость 22 км/ч. Впоследствии этот показатель был увеличен до 48 км/ч. В 1831 году была построена первая в Англии и мире железная дорога, которая соединила Манчестер и Ливерпуль и имела большое хозяйственное значение. Строительство железных дорог вызвало коренные изменения в экономике Англии, создав стабильные коммуникации между различными районами и отраслями промышленности.

Читайте также:  Прожиточный минимум

Промышленный переворот изменил экономическую географию Англии. Возникли новые промышленные районы, которые специализировались на производстве отдельных видов товаров и продуктов. Значительно выросли объёмы промышленного производства. К середине XIX в. Англия превратилась в «мастерскую» мира, производя около половины мировой промышленной продукции, и заняла исключительное положение в мировом хозяйстве и международной политике.

Промышленно-торговой гегемонии Англии способствовала экономическая политика государства. До 1840-х годов, когда индустриализация ещё не была завершена, в Англии господствовали высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Когда английская промышленность насколько окрепла, что перестала бояться иностранной конкуренции, буржуазия провозгласила неограниченную свободу торговли — так называемое фритрейдерство (от free trade– свободная торговля). Его суть заключалась в полном освобождении от пошлины почти всех товаров, завозимых в Англию, и была рассчитана на взаимное содействие, то есть встречную отмену или значительное сокращение пошлины на ввоз английских товаров в другие страны. Это обеспечивало Англии как свободный сбыт за рубежом своих товаров, так и дешевое импортное сырье и продовольствие.

Победа машинного производства в Англии дала толчок к формированию социальной структуры индустриального общества. Промышленный пролетариат составил 45,5 % занятого населения. Урбанизация превратила Великобританию в страну городов и фабричных поселений. К концу XIX века в городах проживало почти 75 % населения.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий