Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, покупающие товары и пользующиеся услугами для личного или семейного потребления или использования.
Индивидуальные потребители преимущественно отличаются друг от друга вкусами, по уровню образования и доходов, возрасту, полу. Конечно, невозможно проанализировать поведение всех покупателей потребительского рынка отдельно.
Задача маркетинга заключается в изучении влияния факторов на узкие сегменты рынка и создании типичной картины такого влияния. На поведение потребителя влияют психологические, личностные, социокультурные факторы, факторы ситуационного влияния, а также комплекс маркетинга фирмы-производителя данного товара.
Основные группы факторов
- факторы культурного уровня (культура, субкультура и социальное положение),
- социальные факторы (референтные группы, семья, роли, статусы),
- факторы личного порядка (возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, образ жизни, тип личности и представление о самом себе),
- факторы психологического порядка (мотивация, восприятие, убеждения и отношение).
Все они дают представление о том, как эффективно обслужить покупателя.
Задача деятеля рынка – понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение для создания эффективной программы маркетинга.
Рынок потенциальный – совокупность покупателей со схожими потребностями применительно к конкретному товару или услуге, с достаточными ресурсами, а также готовностью и возможностью покупать.
Рынок, обслуживается – совокупностью покупателей, которые уже приобрели определенный товар или услугу.