Переработка нефти

Часть I

Введение

По решению Советского правительства, в 1935 году на месте посёлка Капотня, в пригороде, Москвы, был основан НПЗ, для обеспечения московского региона нефтепродуктами, такими как бензин. Первым сырьём для НПЗ послужил мазут, который доставляли по Москве реке. После Великой Отечественной Войны завод был переведён на сырую нефть. Для её первичной переработки на заводе была построена установка АТ – 2. В данный момент сырьё на завод поступает из двух магистральных нефте-проводов, приходящих один со стороны Рязани, а другой со стороны Ярославля.

Переработка нефти на МНПЗ

Первичная переработка. Нефти бывают разные по своему составу: парафинистые, нафтеновые, ароматические, сернистые, тяжёлые и др.

Первой предварительной обработкой нефти является её обессоливание. Из-за того, что соли оказывают на оборудование завода сильное коррозионное воздействие, то содержание их в нефти не должно превышать 5мг/л. Однако, поступающей по нефтепроводу, содержаться от 100 до 300 мг/л солей. Поэтому нефть, направляющуюся на ректификацию, на первой стадии обессоливают в установках ВТ–6 .

При первичной переработке нефти ставиться задача о максимальном извлечении белых фракций, к которым относиться все фракции кроме мазута. Вследствие того, что все фракции различны, то готовую продукцию производят путём компаудирования (смешения) в товарном парке. Смешивают различные фракции, в различных пропорциях, а потом смешивают электрическими мешалками. Полученные смеси идут на лабораторный анализ, где получают свою товарную марку (для бензина октановое число, а для мазута определяются плотность, вязкость итд.).

Произведённые горючесмазочных материалов (ГСМ) проходят через строгую систему контроля качества, которую осуществляют независимые лаборатории. При изменении технологических параметров процесса обязательно должна проводиться сертификация продукта.

Топлива. Бензиновая фракция, получаемая при первичной перегонке, имеет октановое число ~ 50. В дальнейшем бензин подвергается переработке с целью увеличения ок-танового число. Таких способов известно два. Первый – этилирование. В этом случае в бензин добавляют тетраэтилсвинец. Вследствие того что, этилированный бензин не соответствует современным экологическим требованиям, на МНПЗ стали выпускать неэтилированный высокооктановый бензин. Получение не этилированного высокооктанового бензина проводится методом каталитического реформинга, в результате которого часть парафиновых углеводородов превращается в ароматические. Таким способом получаются бензины с октановым числом выше 90, а добавлением МТБЭ (метилтретбутиловый эфир) можно привести октановое число к значению 100. На заводе имеются две установки по вторичной перегонке бензина Л35 11 300 и Л35 11 1000 на них производиться бензин с высоким октановым числом.

Так же производиться дизельное топливо (ДТ) на установках 24-5 и ЛЧ 24 2000. На установках есть системы гидроочистки. Они служат для того, чтобы очистить ДТ от серы, являющейся вредной примесью, которая разрушает двигатель и оказывает вредное воздействие на окружающую среду.

Читайте также:  Природно-ресурсный потенциал

В 1996 году были приняты новые стандарты на содержание серы и аромати-ческих углеводородов в бензине и ДТ. В бензине серы не должно превышать 0,1%, а по ароматике 5 %. Но на заводе выпускается продукция с более жесткими требованиями, по сере 0,05 %, а по ароматическим углеводородам 3-5 %. В ДТ содержание серы соответствует ГОСТу и составляет от 0,05 до 0,1 %. Эти нормы приведены в соответствие с евростандартами.

Ещё одна фракция, которая используется на заводе – это вакуумный газойль. Эта фракция служит сырьем для производства гудрона и мазута. В 1983 году была построена установка каталитического крекинга Г 43107, которая позволила заводу увеличить выпуск светлой продукции на 40% без затраты дополнительного сырья.

Сопутствующие газы. Наряду с жидким фракциями в нефти содержаться и газовые, такие как: пропан, бутан, пропилен и другие. Пропан и бутан являются жидкими углеводородными газами и могут быть использованы для коммунальных нужд, а так же в качестве топлива для газовых двигателей внутреннего сгорания.

Полимерные материалы. Полипропилен является важнейшим полимерным материалом, получаемым из нефти. Сырьём для него служит один из сопут-ствующих газов – пропилен. Из полипропилена производятся, волокна, ленты, трубы, верёвки. Из волокон получают нетканые материалы, которые широко распространены в народном хозяйстве. Из него делают посуду. Медицинское оборудование, такие как шприцы, материалы для перевязки. И даже получают ткани, из которых делают спецодежду.

Полипропилен является основным конкурентом полиэтилена, т. к. у него есть целый ряд достоинств.

Во-первых, простое получение из нефти и отсутствие необходимости в дорогом синтезе, как в случае полиэтилена. При этом окраска продукции производиться в массе. И нет такой вредной для окраски миграции красителя. Во-вторых, полипропилен химически стоек. Выдерживает воздействие агрессивных сред (кислоты и щёлочи). Из него делают трубы, выдерживающие воздействие сточных вод, и транспортные ленты, для транспортировки отходов. Полипропилен практически не гниёт и может пролежать в земле до 50 лет. Однако у полипропилена есть и недостатки. Важнейшим из них является механическая нестойкость на холоду. Если при температуре ниже –5о на изделие было произведено механической воздействие, то оно может разрушиться. Введение в полипропилен добавок полиэтилена увеличивают его механическую стойкость на холоду.

Полипропилен может быть использован как упаковочный материал. И чтобы, он не наносил вред окружающей среде, в него делаются добавки, которые позволяют его быстро разрушить природными бактериями. Полипропилен – является пластмассой, которая может соприкасаться с пищевыми продуктами, не оказывая вредного воздействия на них.

Читайте также:  Переходная экономика

В 1967 году на МНПЗ была пущена первая в СССР установка с мощностью в 10000 тыс.т/г по производству полипропилена. В последствие такие установки появились только на Грозненском и Томском НПЗ. В 1995 год совместно с итальянской фирмой на НПЗ была построена установка для производства 100000 тыс.т/г полипропилена. А так же строительство совместно с фирмой из США нового цеха по производству изделий из полипропилена.

Наряду с вышеперечисленной продукцией из полипропилена, завод так же производит геотекстиль, который позволяет сохранить ландшафт местности. Такой материал использовался при реконструкции МКАД.

Битумы. В ассортименте продукции завода есть три марки битума: две марки дорожного и одну марку строительного. Вследствие того, что на завод поступает нефть из разных месторождений, то её физические свойства различны. Для получения высококачественного дорожного битума требуется смешения битумов полученных из разных нефтей. Это достигается при смешении 70% восточной нефти и 30% северной нефти.

Общая технологическая схема МНПЗ

Переработка нефти

Часть II

Установка первичной переработки нефти

Установка ЭЛОУ АВТ-6. Установка предназначена для переработки сырой нефти. Завод потребляет в течение года 7-7,5 миллионов тон сырой нефти. Установка состоит из блока ЭЛОУ (электрообессоливающей установки), колонн атмосферной и вакуумной перегонки, блока вторичной стабилизации бензина, реагентного хозяйства и котлов утилизаторов.

В колонне атмосферной перегонки первая (головная фракция) – это газы, такие как пропан, бутан и пентан. После своего выхода они поступают на газофильтрационную установку (ГФУ). Далее идут фракции:

  • К – 62 – компонент прямогонного бензина
  • НК 62-85 – компонент прямогонного бензина
  • НК 85-120 – компонент прямогонного бензина и для каталитического реформинга
  • НК 120-180 – фракция для каталитического реформинга
  • НК 150-250 – керосиновая фракция, идущая на производства ТС-1
  • НК 250-290 – компонент летнего ДТ
  • НК 290-350 – компонент летнего ДТ
  • НК 350-420 – сырье каталитического крекинга
  • НК 420-500 – сырье каталитического крекинга
  • свыше 500 – гудрон, являющейся сырьём для установки визбрекинга (АТВБ) и для битумных установок, а так же топочного мазута.

Котлы утилизаторы вырабатывают пар с высокой температурой и высоким давлением.

Схема установки

Переработка нефти

Установка каталитического реформинга

Установка Л 35 11 300. Установка Л 35 11 300 предназначена для вторичной переработки бензиновых фракций. На данной установке происходит реформинг бензина с октановым число 50 до октанового числа 80 (числа приведены по аналитическому методу). Установка состоит из трех блоков. Первый блок – гидроочистки. В нем на алюминиевокобальтовомолибденовых катализаторах бензин очищают от вредных примесей серы, азота и кислорода. Далее он поступает во второй блок – блок каталитического реформинга, в котором на платиновом катализаторе происходит реакция дегидрирования нафтеновых углеводородов. И третий блок осуществляет стабилизацию бензина, и служит для того, что бы удалить из конечного продукта углеводородные газы, которые накопились вследствие химических процессов, протекавших во втором блоке. После прохождения установки Л 35 11 300 в бензин повышается содержание ароматических углеводородов с 10 % до 60 %. Основу производства составляют печь для подогрева сырья П 101 и колонна К-1, а так же насосная установка.

Читайте также:  Преамбула

Цеха

Полимерные материалы, получаемые из пропилена, образующегося в результате ректификации нефти, получаются в цехах по переработке полимеров. Цех экструзионно плёночный. Выпускает трубы различных диаметров от 5 до 220 мм и длинной до 5 м. В цеху располагаются два ЧП (червячный пресс). Которые производят трубы малого и большого диаметров. На схеме ниже рассмотрена работа ЧП 45Х25 (45 – диаметр, 25 – длина шнека), который производил трубы длинной 2,25 м и диаметром 5 мм. Сырьем для установки является низко индексный (молекулы слабо ориентированны) полипропилен в гранулах марки Caplen.

Схема цеха

Переработка нефти

В цехе производства волокна, происходит вытяжка нитей и волокон из полипропилена. Процесс происходит следующим образом. Из сырья получают плёнку, которую затем спрессовывают два валика. Далее пленка проходит ряд валов, в которых она уплотнятся, а затем разрезается на ленточки сворачиваемые в большие катушки. Аналогичный процесс происходит и с волокном.

Схема установки

Переработка нефти

Цех по производству волокна и изделий из него. Цех разделяется на две части. В первой части происходит переработка полипропилена на волокно, нить и ленту. А во второй переработка волокна в нетканый материал. Волокно получается на экструзионной установке. В отличие от предыдущего цеха, где полипропилен вытягивался в ленту и плёнку, в цеху по производству волокна он вытягивался в нити, которые потом сплетались в волокно. Далее тюки с волокном поступают на чёсательную машину, где они разбирается на отдельные волокна. Затем волокна вытягиваются и сшиваются. Полученный материал сворачивается в рулоны. Этот материал может быть использован как утеплитель и наполнитель для матрасов. Кроме того, его модификация используется, в качестве подложки для асфальтовой дороги. Далее этот материал пропускается через машину, которая закрепляет его в латексе и покрывает полиэтиленом. Полученная продукция используется в качестве синтетического покрытия поверхностей в помещениях и автомобилях.

Часть III

Лаборатория

Для контроля качества продукции на заводе есть лаборатория, которая проводит анализы выпускаемого бензина, ДТ, керосина, битума и других видов продукции выпускаемой заводом. Лаборатория проводит анализы.

  1. Измерение фракционного состава
  2. Определение температуры воспламенения для топлив, чтоб отнести жидкость к классу пожароопасности
  3. Для битума проводиться анализ на вязкость и твердость
  4. Для бензина анализ на содержание серы
  5. Хроматографический и потенциостатический анализ топлива
  6. Маркировку битума
  7. На содержание ароматических углеводородов в смеси
Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий