Механизмы управления государственным долгом

Государственные органы управления должны учитывать, что государственный долг всегда имеет рациональные пределы, за рамками которых он с стабилизирующего фактора превращается в фактор, который начинает тормозить развитие финансовой системы. Управление государственным долгом без учета объективных требований и интересов субъектов финансовых отношений нередко приводит к негативным последствиям. Результатом может быть снижение уровня долговой безопасности государства, ухудшение ее финансовой устойчивости, блокировки зарубежными инвесторами и даже банкротство.

Механизмы управления государственным долгом

Политика управления государственным долгом является важным компонентом осуществляемой финансовой политики и существенной составляющей процессов макроэкономического регулирования. В рыночной экономике менеджмент государственного долга является общим выражением отношения государства к финансовым ресурсам, их перераспределения в межсекторального и в между поколениями континууме и к инструментам макроэкономической координации. Под управлением государственным долгом следует понимать совокупность мер, принимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов, а также гармонизации интересов заемщиков, инвесторов и кредиторов.

Стратегической целью управления государственным долгом являются: обеспечение необходимыми объемами ликвидных средств общего государственного управления и минимизации затрат, связанных с рисками, погашением и обслуживанием государственного долга; создание предпосылок макроэкономической стабильности в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Основными принципами управления государственным долгом являются: оптимизация структуры государственного долга; минимизация расходов на обслуживание государственного долга; минимизация рисков, связанных с этим долгом; содействие развитию внутреннего рынка государственных заимствований. Управление государственным долгом осуществляет Министерство финансов, или по его поручению и от его имени другие организаций и учреждения.

Управление государственным долгом имеет целью: достижение стабильного экономического развития, обеспечения необходимых темпов прироста ВВП и полной занятости, сдерживание инфляционных процессов, обеспечения финансирования социальных программ, формирования достаточных объемов кредитных ресурсов для развития предпринимательской деятельности, привлечения необходимых объемов (и соответствующей структуры) иностранных инвестиций и прочее.

Читайте также:  Марка Новой Гвинеи

Безопасный уровень долга

Механизмы управления государственным долгом

Безопасный уровень долга – это такой его уровень, при котором государство может

  1. своевременно и в полном объеме выполнять свои долговые обязательства без помощи международных финансовых организаций (или иных субъектов), без проведения реструктуризации этих обязательств или объявления дефолта, а также
  2. осуществлять государственные заимствования на рынках капитала по приемлемым процентным ставкам.

Принципы управления государственным долгом

Для эффективного управления государственным долгом нужно придерживаться следующих принципов:

  • безусловности – обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора займа;
  • снижение рисков – размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;
  • оптимальности структуры – поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;
  • хранения финансовой независимости – поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;
  • прозрачности – соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в государстве для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга государства-заемщика.

В процессе управления государственным долгом необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в государстве, уровень инфляции, деловой активности субъектов предпринимательской деятельности, степень риска относительно невозвращения долга и тому подобное.

Также принципам (основных правил) управления государственным долгом относятся:

  • обеспечение потребностей государства в заемных ресурсах;
  • минимизации затрат с учетом рисков;
  • развития и поддержки внутреннего рынка государственных ценных бумаг;
  • соблюдение стратегии управления государственным долгом;
  • обязательности выполнения обязательств по государственному долгу своевременно и в полном объеме;
  • учета условных обязательств государства;
  • безопасности – обеспечение уровня государственного долга и условных обязательств на экономически безопасном уровне (предполагает такой уровень, при котором возможно выполнение обязательств)
  • экономической обоснованности принимаемых решений, – государственные заимствования, предоставление государственных гарантий, согласования заимствований местных бюджетов и «государственных предприятий» и другие операции, связанные с управлением государственным долгом, должны быть обоснованными с соответствующими расчетами их целесообразности и последствий;
  • координации политики управления государственным долгом с фискальной и денежно-кредитной политики;
  • прогнозируемости и планирования – решение при управлении государственным долгом принимаются на основе обоснованных планов и прогнозов относительно потребностей государства в финансовых ресурсах и развития макроэкономических показателей;
  • прозрачности и публичности – информация об управлении государственным долгом (в том числе, об условиях государственных заимствований, о совершенных платежах, методологию расчетов) является публичной и обязательно обнародуется;
  • самостоятельности – государство не несет ответственности по долговым обязательствам органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики, и субъектов хозяйствования частного сектора – (в том числе, финансового, банковского)
  • учета и подотчетности – все операции по управлению государственным отражаются в учете; проверяются в соответствии с действующим законодательством; отчитываются; обнародуются;
  • эффективности – обеспечение минимальных расходов государства на погашение и обслуживание государственного долга при максимально возможных выгодах для общества;
  • ответственности – должностные лица, принимающие участие в управлении государственным долгом, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий