Маркетинговая логистика

Маркетинговая логистика – деятельность компании, направленная на формирование конкурентного преимущества в цепи поставок на основе четко выраженной рыночной ориентации. Маркетинговая логистика имеет целью стратегическое сочетание маркетинговой и логистической деятельности в контексте цепи поставок в процессе создания ценности для потребителей.

Предпосылки развития маркетинговой логистики

К рыночных факторов, предшествующих развития рыночно-ориентированных подходов к управлению бизнес-процессами и, в частности, маркетинговой логистики как направления деятельности в цепи поставок и отдельной научной дисциплины можно отнести:

  • опытность и требовательность потребителей вследствие повышения уровня доступности информации;
  • переход от рынка продавца к рынку потребителя из-за повышения предложения товаров и услуг на рынке. В том числе в результате глобализации, кроме того создает дополнительные сложности для организации и управления цепочками поставок, связанные с функционированием его элементов в различных странах одновременно;
  • потеря уникальности товаров на современном рынке в условиях наличия большого количества товаров-заменителей и информированности потребителя об их наличии;
  • склонность к ценовой конкуренции в результате сочетания вышеупомянутых факторов;
  • концентрация покупательной способности – тенденция к консолидации основных игроков рынка в некоторых отраслях (преимущественно промышленного направления), а также уменьшение количества поставщиков, что приводит к конкуренции, основанной на эффективности процесса управления цепями поставок;
  • фрагментация потребительских рынков – процесс ориентирования компаний на меньшие группы потребителей с целью более полного удовлетворения их потребностей.

Составляющие маркетинговой логистики

Маркетинговая логистика охватывает следующие виды деятельности, в контексте цепи поставок:

  • Изучение спроса и прогнозирование продаж
  • Планирование производства на основе информации о рынке
  • Обработка заказов
  • Складирования и хранения готовой продукции
  • Доставка заказов (транспортировка готовой продукции)
  • В некоторых случаях – послепродажное обслуживание
Читайте также:  Мотивация

Управление маркетинговой логистикой

В условиях функционирования рыночно-ориентированной компании важно подчинение всей деятельности целью создания ценности для потребителя. Поэтому можно выделить следующие основные направления управления предприятием в контексте маркетинговой логистики:

  • переход от иерархической функциональной структуры управления к управлению процессами на межфункциональной основе;
  • использования подходов управления, ориентированных на рынок и потребителя, а не на товар;
  • использование эффективности процессов, а не прибыли, как основного показателя, характеризующего деятельность компании, в том числе при оценке и управлении цепью поставок.

Связь с другими концепциями

В научной литературе посвященной управлению цепочками поставок срок маркетинговая логистика используется наряду со следующими родственными понятиями как:

Demand Chain Management, DCM (с англ. – управление цепью спроса), или DCM, что представляет собой набор методов, направленных на управление и координацию всей цепи спроса, начиная с конечного потребителя и обратно к поставщикам сырья. То есть эта концепция управления включает в себя все виды деятельности компании, возникающих в процессе создания и поставки предложений на основе потребительской ценности и интеграцию их с маркетингом. В отличие от маркетинговой логистики концепция DCM включает в себя всю цепь поставок. В то же время основные сферы деятельности в разрезе маркетинговой логистики связаны с перемещением готовой продукции и взаимодействием с клиентами.

Сбытовая (или распределительная,) логистика – комплекс логистических операций от завершения производственного цикла к удовлетворению спроса потребителей (покупателей) в товарах и услугах,. В отличие от маркетинговой логистики действует обособленно от маркетинга предприятия и заключается прежде всего в физическом перемещении товаров.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий