Макроструктура рынке

Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

  • Монополистическая конкуренция, также называемая конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
  • Олигополия — рынок на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляюще большую долю рынка.
  • Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
  • Олигопсония — рынок на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
  • Монополия — рынок на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
  • Естественная монополия — монополия в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или болеее узко специоализированных компаний.
  • Монопсония — рынок на котором присутсвует только один покупатель.
  • Совершенная конкуренция теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно элластичной кривой спроса.
Основные рыночные структуры
Структура рынка Барьеры входа для продавца Число продавцов Барьеры входа для покупателя Число покупателей
Совершенная конкуренция Нет Много Нет Много
Монополистическая конкуренция Нет Много Нет Много
Олигополия Да Немного Нет Много
Олигопсония Нет Много Да Немного
Монополия Да Один Нет Много
Монопсония Нет Много Да Один

Основной критерий по которому отличаются различные структуры рынка это количество и размер производителей и потребителей на рынке, тип реализуемых товаров или услуг и степень доступности информации о них.

Читайте также:  FAS
Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий