Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.
- Монополистическая конкуренция, также называемая конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
- Олигополия — рынок на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляюще большую долю рынка.
- Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
- Олигопсония — рынок на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
- Монополия — рынок на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
- Естественная монополия — монополия в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или болеее узко специоализированных компаний.
- Монопсония — рынок на котором присутсвует только один покупатель.
- Совершенная конкуренция теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно элластичной кривой спроса.
Структура рынка | Барьеры входа для продавца | Число продавцов | Барьеры входа для покупателя | Число покупателей |
---|---|---|---|---|
Совершенная конкуренция | Нет | Много | Нет | Много |
Монополистическая конкуренция | Нет | Много | Нет | Много |
Олигополия | Да | Немного | Нет | Много |
Олигопсония | Нет | Много | Да | Немного |
Монополия | Да | Один | Нет | Много |
Монопсония | Нет | Много | Да | Один |
Основной критерий по которому отличаются различные структуры рынка это количество и размер производителей и потребителей на рынке, тип реализуемых товаров или услуг и степень доступности информации о них.