Квотирование (лат. Quote – сколько) – это установление государственными органами в соответствии с действующим законодательством, международного права и различных международных актов, соглашений ограничений по производству товаров, межрегиональных товарных или финансовых операций, экспортно-импортных поставок. Применяется как средство регулирования объемов производства отдельных видов товаров, а также регламентации внешнеэкономической деятельности.
Также это установление определенных размеров (границ) изменений стоимости валют, ценных бумаг на биржах.
Разновидности квот
Различают квоты:
- экспортные;
- специальные;
- компенсационные;
- антидемпинговые;
- на добычу полезных ископаемых
Квоты (контингенты) глобальные – квоты, устанавливаемые в отношении товара без указания конкретных стран (групп стран), куда товар экспортируется или из которых он импортируется.
Квоты (контингенты) индивидуальные – квоты, устанавливаемые в отношении товара с определением конкретной страны, куда товар может экспортироваться или из которой он может импортироваться.
Квоты на теле- и радиовещании
Квотирование теле- и радиоэфира применяется во многих странах как инструмент культурной политики. Квоты могут определять общий процент медиаконтента, произведенный в данной стране, или же языка эфира.
Одним из самых ярких примеров такого рода квотирование является Закон Тубона, принятый во Франции в 1990-х годах с целью защиты позиций французского языка, в частности в медиапространстве. По состоянию на 2016 год во Франции действует квота на 40% для музыкального контента на французском языке, с которого не менее половины – новые произведения, которые должны транслироваться в прайм-тайм. Ярким примером эффективности квотирования является Германия, где по состоянию на 2005 при отсутствии квотирования доля немецкоязычных исполнителей уменьшилась до 1,2%, однако благодаря квотированию повысилась до 25%.