Контрибуция

Контрибуция — дань, платимая неприятелю: во время войны — населением занятой территории, по окончании войны — правительством побежденной страны.

1) Возникновение контрибуций, взимаемых в течение войны, относится ещё к тому времени, когда неприятель по своему усмотрению располагал жизнью и имуществом слабейшего противника. Города и общины, занятые неприятельским войском, могли избавиться от грозившего им разорения, уплатив добровольно известную дань («контрибуцию»), которой выкупали принадлежавшее неприятелю право добычи. Следы такого происхождения контрибуции доныне сохранились в названии Brandschatzung. Контрибуции внесли в прежнюю военную практику, отличавшуюся крайней суровостью и необузданностью, элемент сравнительно гуманный, а потому находили поддержку и оправдание у писателей XVII и XVIII вв. (Ватель, Г. Ф. Мартенс, Клюбер).

С окончательным установлением в международном праве начала неприкосновенности мирных жителей и их частной собственности, в сухопутной войне исчезло юридическое основание, на котором покоилось взимание К. В настоящее время безвозмездные поборы на войне безусловно воспрещаются; неотложные нужды войска, находящегося на чужой территории, удовлетворяются не отнятием собственности мирных граждан, а покупкой её или принудительной экспроприацией, всегда предполагающей вознаграждение. Тем не менее, К. продолжают существовать доныне, изменив лишь, соответственно новым требованиям международного права, свой юридический титул. Они взимаются теперь не самостоятельно, в своей первоначальной форме («чистые К.»), а под разными предлогами, в виде определенной денежной суммы, взамен других взысканий, правом дозволенных.

Современное международное право допускает взимание К.: а) взамен налогов, уплачиваемых населением, в мирное время, своему правительству, b) вместо реквизиций, или доставки необходимых войску предметов натурой, и с) в виде штрафа, заменяющего другие уголовные наказания (особенно в тех случаях, когда преступник не открыт или убежал). Вместо репараций и контрибуций цивилизованные страны позволяют своим корпорациям занимать монопольное положение на рынке завоёванной страны, смотри война в Ираке. Взимание должно совершаться не иначе, как по распоряжению главнокомандующего, через посредство местных общинных властей; в получении К. каждый раз должна быть выдаваема расписка (эти правила формулированы в брюссельской декларации и в руководстве института международного права). Как широко иногда пользуется оккупант правом замены разных взысканий К., можно видеть на примере франко-прусской войны 1870 — 71 г., когда пруссаки совершенно восстановили старую систему К. (за разрушенный при Фонтенуа мост на население наложен штраф в 10 милл. фр.; г. Руан в течение 5 дней должен был уплатить 61/2, милл. фр.; городок Гагенау — 1 милл.; чтобы устрашить население и ускорить окончание войны, наложена была К. по 25 фр. на каждого француза; всего в виде контрибуций было собрано: 49 милл. — в виде налогов, 227 милл. — в виде реквизиций и 39 милл. — под другими предлогами). Все ограничения, устанавливаемые междунар. правом и имеющие целью внести соответствие между размером К. и заменяемых ими взысканий, останутся без результата, пока самый принцип К., то есть денежные поборы на войне, будет считаться правомерным. Воюющий может обойтись без К. (Россия в Турции, в 1877—1878 г.). К. должны быть безусловно осуждены, как не имеющие ни разумного основания, ни юридического оправдания и служащие лишь средством наживы для занявшего чужую территорию неприятеля. К., по существу своему, не подлежат возврату; исключение представляют лишь те, которые взимаются взамен реквизиций.

Читайте также:  Координационный совет по вопросам развития малого и среднего предпринимательства

2) К., налагаемые по окончании войны на побеждённую страну (фр. indemnité de guerre, нем. Kriegsentschädigung), представляют вознаграждение за понесенные победителем военные издержки.

Их юридическое основание покоится на представлении о войне, как процессе, все расходы по которому должна нести неправая сторона — а такой, по старинной фикции, признается сторона побежденная. Обычай возмещать военные издержки, издавна уже существующий, получает значительное развитие в эпоху наполеоновских войн. Французы не заключали ни с кем мира или даже перемирия, не выговорив себе известной К. (за время с 1795 по 1808 г. — более 20 раз, всего в размере 535 милл. фр.; из них наибольшие К.: 1795 г. с Голландии — 210 милл. и 1808 г. с Пруссии — 120 милл.). В 1815 г. союзники налагают на Францию К. в 700 милл. фр. После того в мирных трактатах между европейскими державами долго нет речи о военных издержках; можно было думать, что обычай выведет их из употребления в отношениях между цивилизованными государствами. Войны 1853 — 6 и 1864 гг. окончились без К. Их возобновила в 1866 г. Пруссия, доведшая практику К. до крайних размеров в 1871 г. : Франция должна была уплатить, не считая упомянутых выше поборов, 5 миллиардов фр. Определяя размер К., победитель принимает теперь в расчет не одни специально военные расходы; он желает получить вознаграждение за все свои потери, имущественные и неимущественные, вызванные войной. Отсюда — крайний произвол при установлении суммы К., нередко возвращающий войне её прежний хищнический характер. К. в таком виде теряют свое значение, как вознаграждение за военные издержки, и сами по себе могут стать целью войны.

При определении размера К. необходимо было бы вмешательство посторонних держав: устраняя возможность чрезвычайных требований, международное право тем самым могло бы даже предупредить некоторые войны. Сумма всех К. за 100 лет с 1795 г. составляет около 8 миллиардов фр.; из них на долю Пруссии приходится 51/4. К., наложенная Россией на Турцию после войны 1877—1878 г., равнялась 802 млн. фр.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий