Конкурентоспособность

Конкурентоспособность – способность определенного объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Конкурентоспособность объектов

Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы:

  • товар;
  • предприятие (как производители товаров);
  • отрасль (как совокупности предприятий, предлагает товары или услуги);
  • регионы (районы, области, страны или их группы).

Конкурентоспособность товара потребитель оценивает с точки зрения своих потребностей и полноты их удовлетворения. Обладая ограниченными возможностями (не только финансовыми, поскольку сам процесс потребления обусловлен определенной «технологии», а следовательно – и «производительностью»), потребитель стремится максимизировать степень своей общей удовлетворенности.

Конкурентоспособность предприятия оценивается потребителем с точки зрения положения предприятия на рынке (известное / неизвестное, давно работает, какую долю рынка занимает, какие гарантии дает, какая степень доверия предприятию в других потребителей, отзывы о качестве его продукции).

Конкурентоспособность отрасли оценивается потребителем с точки зрения приоритетности его собственных нужд, подлежат удовлетворению. Так, получив годовую премию, у потребителя (частное лицо) может выбор, что купить на эти деньги – новая мебель на кухню, новую стиральную машину или путевку в экзотическую страну: в этот момент наблюдается межотраслевая конкуренция. Как только потребителем отдается приоритет конкретной отрасли, конкуренция с точки зрения потребителя переходит в плоскость конкуренции предприятий, а затем и товаров. В разных экономических условиях (уровень доходов, уровень цен, ожидания и т. п) Уровень конкурентоспособности отраслей (при прочих равных) окажется разным. Проявится это прежде всего в различиях в эластичности спроса на продукцию (товары, работы, услуги) различных отраслей.

Конкурентоспособность страны с точки зрения потребителя оценивается как уровень качества жизни, который обеспечивается потребителю.

Определение уровня конкурентоспособности

Можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех или иных объектов:

  • потребители;
  • производители;
  • инвесторы;
  • государство.
Читайте также:  Аудитория потребителей

Таким образом, потребитель оценивает конкурентоспособность любых объектов с точки зрения степени удовлетворения своих потребностей и уровня их значимости (более значимые потребности должны быть удовлетворены прежде, чем менее значимые).

Производитель оценивает товар с точки зрения суммы прибыли, которую тот может принести. С одной стороны, это рентабельность, однако в глазах с быстрой оборачиваемостью активов (например – торговля), можно получить значительно большую прибыль за счет снижения рентабельности продаж, но увеличение оборачиваемости товаров. Предприятия производитель оценивает как своих конкурентов, поэтому важнейшими характеристиками для него соотношение цены и качества продукции, соответствие последней техническим, экологическим и другим нормам и стандартам. Отрасль производитель оценивает с точки зрения рамочных условий и своего положения на рынке. С этих позиций оцениваются средний уровень рентабельности, целесообразность работы в отрасли или выхода из нее. Страну производитель оценивает с точки зрения наличия необходимых ему ресурсов, их качества и доступности (физической и экономической).

Инвестор оценивает эффективность своих вложений (как совершенных, так и потенциальных), поэтому важнейшими характеристиками товара с точки зрения инвестора является его востребованность и уровень рентабельности продаж (инвестора интересуют не столько единичные сделки с высокодоходными товарами, сколько массовые продажи, приносящие доход больше той суммы , которую инвестор мог бы получить, вложив свои средства в другое производство). Конкурентоспособность предприятия означает для инвестора не только рентабельность предприятия как целостной системы, но и его экономическое положение, финансовая устойчивость (высокий уровень рентабельности может быть достигнут путем совершения высокодоходных, но спекулятивных сделок, имеет недопустимо высокий уровень риска). Соответственно, страну или регион инвестор оценивает как площадку, на которой можно (или не стоит), строить свой бизнес, важнейшим показателем конкурентоспособности страны (региона) является инвестиционный климат.

Читайте также:  Королевский монетный кабинет

Государство оценивает конкурентоспособность товара с точки зрения его востребованности и социальной значимости. Если отечественный товар является социально значимым, но он стоит значительно дороже импортного, государство может повлиять на эту ситуацию, применив или субсидии и дотации отечественному производителю, или квоты и таможенные барьеры в зарубежных поставщиков. Предприятия оцениваются государством с точки зрения их роли в экономике: насколько продукция предприятия пользуется спросом и значима, объемы продаж. Чем выше уровень этих показателей, тем предприятие с точки зрения государства более конкурентоспособным. Отрасль оценивается государством также с позиций востребованности производимой ей продукции, объемов и значимости для экономики продукции и отрасли в целом. Конкурентоспособность страны может быть оценена государством с точки зрения эффективности использования ресурсов (с учетом их качества), а также с позиции показателей платежного баланса страны: если баланс положительный, то страна (а следовательно – отрасли, предприятия, продукция) конкурентоспособна, иначе – нет.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий