Концерн

Концерн (нем. der Konzern) — сложная форма монополизации хозяйственной деятельности, которая предполагает объединение различных предприятий промышленности, торговли, банковской сферы и транспорта. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учетом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Термин “конецерн” был заимствован из немецкого языка и неразрывно связан с развитием экономики Германии и особенностями немецкого законодательства. Однако ошибочно думать, что именно там появились первые концерны. Считается, что первый концерн в мире и прообраз будуших конгломератов создал во Флоренции Козимо Медичи. Группа его компаний ещё в конце 13го – начале 14го века имела представительства в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по великому шёлковому пути, включала в себя банки и торговые дома. Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Сначала возникли похожие на современные биржи (хотя прообразы существовали с 1351г в Венеции, первая биржа открылась в Амстердаме в 1602г), потом с развитием индустриализации активизировалась банковская деятельность и частные предприятия стали объединятся в группы, концерны и конгломераты.

Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различным вкусом пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60х, с типично перемежающимися спадами и подъемами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникили или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиши.

Читайте также:  Критерий оптимального проектирования

В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональным конгломератам немецкого происхождения, или входящим в зону влияния немецкоязычного населения Европы, например Сименс, Тиссен-Крупп, Фольксваген. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин корпорация или «группа корпораций». В английском языке понятие «концерн» отстутствует.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий