Диверсификация деятельности предприятия

Диверсификация – (лат. Diversus – разный и лат. Facere – делать) процесс развития деятельности предприятия, связанный с увеличением диапазона видов и проникновением в новые сферы деятельности, освоением новых производств, расширением ассортимента товара, включая не только диверсификацию товарных групп, но и распространение предпринимательской деятельности на новые и не связаны с основными видами деятельности фирмы.

Решение о применении диверсификации, то есть расширения направлений деятельности фирмы, включают рассмотрение двух групп вопросов:

  1. Является дает новое направление (отрасль) лучшие возможности получения прибыли по сравнению с возможностями, имеющимися в области, где уже функционирует фирма?
  2. Может ли компания конкурировать с существующими компаниями на рынке?

Цели диверсификации

  • завоевание новых рынков сбыта продукции;
  • расширение ассортимента продукции;
  • улучшение финансового и экономического состояния предприятия;
  • соответствие производства требованиям рынка, постоянно меняются;
  • страхование предприятия от риска вступления продукции в стадии спада жизненного цикла;
  • повышение конкурентоспособности предприятия;
  • обновление научно-технической базы предприятия;
  • более полную загрузку производственных мощностей.

Причины диверсификации

Существует много причин, которые заставляют предприятия и их руководителей принимать решение относительно диверсификации. Главные причины для принятия решения о диверсификации:

  • частичное использование ресурсов;
  • снижение прибыли от основного производства;
  • сокращение спроса на продукцию;
  • создание новых рабочих мест;
  • постоянный рост конкуренции и НТП (научно-технического прогресса).

Виды диверсификации

Выделяют три вида диверсификационных процессов:

1. Концентрическая (вертикальная) – предприниматели производит товары, как в технологическом, так и в маркетинговом аспекте связаны с уже существующими товарами фирмы. Пример – корпорация General Motors, которая отличается высоким уровнем вертикальной диверсификации – собственная продукция составляет около 65% общей стоимости автомобиля.

Преимущества концентрической диверсификации:

  • гарантия поставок технических и материальных ресурсов;
  • тесный контакт с конечными потребителями;
  • контроль всей цепочки производства – от сырья до готовой продукции;
  • стабильность хозяйственных связей в рамках предприятия.
Читайте также:  Конверсия (в интернет-маркетинга)

Недостатки концентрической диверсификации

  • постоянное совершенствование производства требует значительных затрат, что становится главной причиной превышения стоимости ресурсов среднерыночной;
  • негативные изменения внешней среды напрямую влияют на взаимозависимость подразделений и ухудшают положение предприятия;
  • уменьшение влияния конкуренции из-за ограниченности рынка сбыта.

Сегодня наблюдается тенденция к снижению уровня концентрической диверсификации: предприятия производят самостоятельно меньшее количество компонентов и комплектующих – они покупают их на рынке.

2. Горизонтальная диверсификация – расширение собственного ассортимента изделиями, которые не связаны с тем, что выпускается, но создают заинтересованность существующих клиентов. Горизонтальная диверсификация предполагает освоение новых рынков и сфер бизнеса, которые удовлетворяют потребности уже существующих клиентов.

Преимущества горизонтальной интеграции заключаются в разностороннем анализе и удовлетворении потребностей потребителей, при котором достигается эффект синергизма – совокупность видов деятельности дает больший эффект, чем отдельные виды деятельности.

Пример – компания, занимающаяся пассажирскими перевозками, входит в туристический бизнеса и предоставляет услуги по туристическому обслуживанию. Эффект стратегии горизонтальной диверсификации проявляется в том, что виды бизнеса, которыми занимается предприятие, является взаимоусиливающих. Риск применения стратегии горизонтальной диверсификации состоит в том, что рынок сбыта, который предприятие охватывает всесторонне, может внезапно уменьшиться -тогда будет необходимо в корне менять направление деятельности.

3. Конгломератная диверсификация – пополнение ассортимента компании изделиями, которые не связаны ни с технологиями, которые применяются, ни с рынками, на которых работает фирма, ни с существующими потребностями потребителей. Этот вид диверсификации требует наибольших финансовых затрат и может применяться только большими, прибыльными предприятиями.

Оцените статью
Financial-Helper.RU
Добавить комментарий