Налог / платежи за загрязнение окружающей природной среды - платежи для обеспечения финансовых поступлений в бюджет, цель которых влечет от предприятия-загрязнителя стоимость экологического ущерба, нанесенного им обществу в результате загрязнения окружающей среды. Обычно такой налог по величине превосходит затраты на удовлетворение законодательных нормативов загрязнения. Теоретические основы налога за загрязнение окружающей среды изложены в работе экономиста Н. Ли. С экономической теории используются три аксиомы:

  • индивидуальные интересы определяют поведение человека,
  • цены действуют как сигналы, управляющие поведением человека и
  • компромиссы между поведением и ценами - или решения на основе анализа затрат и выгод - могут быть достигнуты путем надлежащего управления ценами.

Исходя из этих предположений можно, в принципе, реализовать оптимальное распределение (закрепление) ресурсов в рамках так называемого, но никогда не наблюдаемого в действительности «свободного» рынка. Используются также три условия, связанные с окружающей средой:

  • бывшие до сих пор бесплатные блага ( «товары»), такие как атмосферный воздух, вода и частично земли, становятся дефицитными,
  • однако рынок не определил для них цен, так как они в значительной степени является «товарами» с общественной собственностью, то есть расходы поддержания качества окружающей среды очень трудно разделить среди пораженных загрязнением участников, хотя выгоды от улучшения окружающей среды вполне хорошо распределяются между ними и поэтому
  • требуется вмешательство государства.

Итак, конечная цель введения налогов за загрязнение в экономическом плане - скорректировать неэффективность рынка в том, что касается окружающей среды - этого общественного «товара», ценность (стоимость) которого отражена в покупательной цене загрязняющего «товара» или процесса. Поэтому источник загрязнения облагается таким образом, чтобы цена товара или процесса, который создает загрязнения, отражала истинные расходы.

Участник экономической деятельности, загрязняет окружающую среду, чтобы сэкономить деньги, будет рассматривать возможность избежать уплаты налога. Прибыли и собственные финансовые интересы будут выступать как мотивирующий фактор для снижения загрязнения. В тех случаях, когда убытки, причиненные выбросами загрязняющего вещества, такой как двуокись углерода, не может быть должным образом определены, приходится устанавливать некоторые размеры расходов на уменьшение выбросов или выбирать примерно размер налога, который должен быть достаточно большими, чтобы создавать стимул избегать загрязнения окружающей среды и в то же время быть не слишком большими, чтобы серьезно не пострадала экономика.