Особенности рынка ценных бумаг в РоссииРынок ценных бумаг в России и находится на начальной стадии формирования. В основном он сложился как внебиржевой рынок. На рынке продаются акции приватизированных предприятий. Акций как таковых нет, существует выписка из реестра акционеров, подтверждающая право собственности на акции.

С апреля 1995 г. началась широкомасштабная продажа акций приватизированных предприятий на денежных аукционах и конкурсах. Торговля акциями производится фирмами, которые, как правило, покупают акции со спекулятивной целью или выполняя заказ клиента (чаще всего, иностранного). Торговля осуществляется через торговые системы. Самая популярная сегодня - Российская Торговая Система (РТС).

Принятый в апреле 1996 г. Закон РФ <О рынке ценных бумаг> открыл новые возможности для долговременного и стабильного развития рынка ценных бумаг. Для закона характерны: преемственность - учитывается практика российского рынка ценных бумаг 1990-1994 гг. и изданные за это время государственными органами исполнительной власти нормативные акты; непротиворечивость закона другим законодательным актам, например, Гражданскому кодексу; признание смешанной модели фондового рынка, где действуют как коммерческие банки, так и небанковские инвестиционные институты (профессиональные участники рынка ценных бумаг); сочетание либеральных принципов организации рынка с усилением государственного надзора за ним; единство государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Наряду с наметившимися положительными тенденциями в развитии рынка ценных бумаг на российском рынке большую роль играет несистематическая составляющая, формирование которой связано с политической и экономической нестабильностью. Так, российские инвесторы только на 30-35% влияют на фондовый рынок. И это делает его зависимым не только и столько от показателей российской экономики, сколько от соответствующих показателей развитых стран. Поэтому фактические показатели достаточно сильно отличаются от прогнозных.

Не менее важным аспектом развития фондового рынка является ориентация его на потребности портфельных инвесторов, что предопределяет выбор из огромного числа предприятий, расположенных в различных регионах страны и принадлежащих отдельным отраслям народного хозяйства, наиболее эффективных. При этом должна учитываться отраслевая и региональная инвестиционная их привлекательность.

Механизм же выбора портфельных инвестиций весьма затруднен не только из-за недостаточности информации, но и сложностей, возникающих при определении отраслевых и региональных предпочтений.

Финансовый кризис осени 1997 г. и лета 1998 г. показал, что наиболее эффективным институтом должен стать рынок корпоративных и муниципальных долговых финансовых инструментов.

Однако одной из наиболее важных проблем, связанных с адаптацией экономики к низким процентным ставкам, является отсутствие ликвидного рынка негосударственных долговых ценных бумаг. Это препятствует доступу российских предприятий и граждан к заемным ресурсам, снижает возможность эффективного управления ресурсами, затрудняет мобилизацию денежных поступлений от населения для реального инвестирования.

Формирование рынков негосударственных эмиссионных долговых инструментов до середины 1997 г. сдерживалось сверхвысокой доходностью государственных Ценных бумаг. До августа 1998 г. корпоративные облигации, номинированные в рублях, на рынке практически не обращаются. Суммарный их выпуск составляет менее 1 трлн. руб. И если учесть, что доля долгосрочного кредитования экономики составляла всего лишь 3,3% общего объема банковских кредитов, то весьма заманчивой остается перспектива формирования и устойчивого функционирования ликвидного рынка негосударственных долговых обязательств.

Вместе с тем существует ряд факторов, которые затрудняют процесс ускорения использования негосударственных эмиссионных долговых инструментов. К ним относятся:

    • отсутствие значимых прецедентов, а следовательно, исторической динамики;
    • текущая динамика рыночных процентных ставок не позволяет достигнуть разумного сочетания показателя <доходность/риск>;
    • эмиссия краткосрочных (до года) корпоративных облигаций запрещена российским законодательством;
    • нежелание предприятий выпускать бумаги с фиксированным доходом;
    • отсутствие практики цивилизованного андерайтинга;
    • отсутствие практики выдачи гарантийных обязательств, а также широкого класса надежных гарантов.

Таким образом, отличительными чертами российского рынка ценных бумаг является:

  • непредсказуемость, что связано с нестабильностью политической и экономической обстановки, отсутствием у государства концепции социально-экономического развития;
  • отсутствие портфельных инвестиций;
  • отсутствие ликвидного рынка негосударственных долговых финансовых инструментов;
  • несовершенство налоговой системы, что заставляет инвесторов <оптимизировать> процесс формирования налогооблагаемой базы и операционных издержек;
  • отсутствие системы страхования финансовых гарантий;