Зелёный камуфляж (англ. greenwashing, по аналогии с whitewash — «отбеливание»), иногда гринвошинг — форма экологического маркетинга, в которой обширно применяется «зелёный» пиар и методы, цель которых — ввести потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя в экологичности продукции или услуги, представить их в благоприятном свете. Зелёный камуфляж используется для поддержания имиджа экологически-ориентированной компании, получения политической поддержки, увеличения продаж. В последние десятилетия наблюдается устойчивый рост явления: между 2007 и 2009 годом использование зелёного камуфляжа увеличилось на 79%.

Использование

Термин впервые был преддложен Нью-Йоркским энвайронменталистом, Джеем Вестервельтом. в 1986 году. В своем очерке о гостиничном бизнесе он описал практику вывешивания гостиницами плакатов в номерах, в которых постояльцев призывали многократно использовать полотенца, вместо того чтобы сдавать их в прачечную, таким образом «сохраняя» окружающую среду. В действительности, цель, которую приследовали гостиницы — сократить расходы на стирку белья. Вестевельд описал поведение, которое преследует целью главным образом получение прибыли, а не реальную заботу об окружающей среде, как «зелёный камуфляж». Термин применим к случаям, когда компании рекламируют свои экологические преимущества и достижения, вместо реальных вложений в «зелёные» технологии. Ярким примером является наклеивание на емкость с химикатами для сельского хозяйства ярких этикеток с зелёными деревьями и листочками, которые должны вызывать чувство уверенности в безопасности и экологичности продукта внутри. Омбудсмен Норвегии по потребительским товарам выявил случаи, когда производитель автомобилей утверждал о том, что его машины — экологически-чистые. Теперь производителям запрещено употреблять в рекламе подобные термины, так как автомобили сами по себе не могут нести окружающей среде ничего кроме вреда. Разница лишь в той или иной степени негативного воздействия. К зелёному камуфляжу можно отнести не только материальные объекты, но и услуги, или акции. Например, известная акция «Час Земли», суть которой в выключении света на один час, может считаться «зелёным камуфляжем», так как в действительности не имеет высокой экологической значимости. Вместо этого она может создавать у участников ощущение «выполненного долга», который не требует значительных усилий в сокращении потребления или реорганизации своего образа жизни.

  • 1960-е. В западных странах в это время начинается популяризация экологического движения. Это подтолкнуло многие компании создавать себе положительный «зелёный» образ с помощью рекламы.
  • 1970-е. В связи с широким распространением «зелёных» идей, многие компании начали тратить значительные суммы на «зелёный камуфляж». Например, коммунальная служба США потретила 300 миллионов долларов на рекламирование себя, как экологически-чистой компании. При этом на исследования методов уменьшения загрязнения было потрачено в 8 раз меньше.
  • 1980-е. Нефтяная компания Chevron запускает рекламный ролик "People do". Спустя два года социологические опросы показали, что жители Калифорнии больше склонны доверять Chevron, как компании с зелёным имиджем, чем другим нефтяным компаниям.
  • 1990-е. Согласно результатам исследования, опубликованным в журнале Американского химического совета, 58% «экологических» заявлений содержат, как минимум одну лживую деталь.
    • В 1998 Федеральная торговая комиссия создала «руководящие зелёные принципы», в которых даны определения терминов, используемых в экологическом маркетинге.
    • В 1999 слово «зелёный камуфляж» было внесено в Оксфордский словарь английского языка.
  • 2000-е. BP, вторая в мире по величине нефтедобывающая компания, начинает ребрендинг компании. Был изменен лозунг и логотип компании, который стал сочетать в себе зелёные и жёлтые солнечные лучи.
  • В 2002 году на Саммите Земли в Йоханнесбурге состоялось вручение «Оскара за зелёный камуфляж». Среди получивших награду — BP, ExxonMobil и правительство США.

Борьба с зелёным камуфляжем в разных странах

Автралия

В соответствии с Законом о торговой практике (Trade Practices Act), любой компании, которая будет уличена во введении потребителей в заблуждение с помощью ложных заявлений об экологичности продукта, грозит штраф до 1,1 миллиона долларов США. Кроме того она будет принуждена за свой счет распространить правдивую информацию о воздействии своего продукта на окружающую среду.

Канада

Компании предупреждаются о недопустимости использования расплывчатых заявлений относительно воздействия своих продуктов на окружающую среду. Любые сведения, которые распространяет компания, должны быть легко проверяемы свободными и доступными данными.

США

Федеральной торговой комиссией установлен ряд руководящих принципов для экологического маркетинга. Принципы не являются законом, но в случаях, когда компании вводят потребителей в заблуждение, комиссия вправе преследовать такие компании в законном порядке. Ниже перечисленны эти руководящие принципы.

  • Ясность и доступность информации. Простота языка обеспечивает понимание для любых потребителей и снижает вероятность обмана, скрытого за сложными формулировками.
  • Заявления о том или ином экологическом качестве продукта должны ясно указывать, какая часть продукта (упаковка, содержимое, весь продукт полностью и т.д.) обладает этим качеством. К примеру, если заявляется, что продукт может быть отправлен на переработку, а на деле некоторые из его компонентов не могут быть переработаны, такое заявление является ложным.
  • Экологические выгоды не должны преувеличиваться прямо или косвенно, если действительная выгода не столь велика.
  • В случае сравнительных заявлений, они должны быть составлены так, чтобы была очевидна основа для сравнения. Кроме того, любое сравнение должно быть обоснованным.

Организации и частные лица предпринимают попытки борьбы с зелёным камуфляжем. В 2011 году вышел документальный фильм Greenwashers, поднимающий многие актуальные вопросы, связанные с явлением. Орегонский университет создал Базу случаев камуфляжа, в которую общественность может вносить повседневные примеры. Гринпис ведет специальный блог, в котором оцениваются случаи недобросовестного зелёного маркетинга.