Экологический маркетинг (англ. Green marketing) - специфический вид маркетинга, который предполагает ориентацию всей деятельности предприятия (разработки продукции, ее производства, упаковки, транспортировки, реализации, продвижение, переработки и утилизации) на формирование и удовлетворение экологически ориентированного спроса с целью получения прибыли и охраны окружающей среды и здоровья людей.

Американская маркетинговая ассоциация (АМА) дает следующие три определения «экологического маркетинга»:

  • (определение на уровне розничной торговли): продвижение и сбыт товаров, предусматриваются быть безопасными для окружающей среды;
  • (определение с точки зрения социального маркетинга): разработка и продвижение, и сбыт товаров, предназначенных для минимизации негативного эффекта на природную окружающую среду или для улучшения его качества;
  • (определение с точки зрения окружающей среды): усилия организаций по поводу производства, продвижения, упаковки и утилизации товаров способом, который чувствителен к экологическим вопросам или легко реагирует на них.

Можно выделить следующие предпосылки создания экологического маркетинга:

  • маркетинговые - появление концепций, которые допускали возможность уравновешивания нескольких противоречивых задач с целью снижения негативного влияния маркетинга на общество;
  • экологические - усиление техногенного воздействия и нарушения равновесия окружающей среды, вызванное загрязнением атмосферного воздуха, водных и лесных ресурсов, а также почв, в результате антропогенной деятельности человека;
  • социальные - рост уровня потребностей в безопасной продукции и экологизации бизнеса, сформировавшиеся в результате ухудшения здоровья людей, вызванного загрязнением окружающей среды;
  • технологические - стремительное развитие технических средств и технологических решений, способствующих внедрению экологически ориентированного производства;
  • экономические - наличие экономических условий, обеспечивающих эффективность производства экологически безопасной продукции или услуг.

Пять правил экологического маркетинга

Внедрение в практику принципов экологического маркетинга еще не является гарантией получения конкурентных преимуществ. Для преобразования возможностей экомаркетингу на конкурентные преимущества эксперт по экологическому маркетингу и экологических инноваций Оттман, чья консалтинговая компания в течение 20 лет помогла в этих вопросах более 60 ведущим компаниям США, разработала пять правил экологического маркетинга. Рассмотрим эти правила:

  • Знать своих потребителей. Необходимо быть уверенными, что потенциальные потребители осведомлены о преимуществах товара и их значение, или товар должен предлагать еще и другую, более очевидную выгоду для потребителя, которая повысит ценность товара в глазах, иначе потребители не согласятся платить премиальную цену.
  • Предоставление прав потребителям. Необходимо убедиться, что потребители чувствуют, что их потребительское поведение способно что-то изменить. Именно это и является основной причиной того, что потребители покупают экологические продукты.
  • Необходимо действовать прозрачно. Потребители должны верить в соответствие продукта всем правовым нормам и в специфические заявления производителя о преимуществах продукта. Часто потребители не доверяют информации производителей об улучшенные экологические характеристики продукта или процесса его создания, причиной чего является злоупотребление некоторыми предприятиями экологической темой из-за использования ничем не подкрепленных экологических деклараций о продукте, собственными знаками экологической маркировки.
  • Необходимо убедить покупателей. Потребители должны верить, что товар полностью выполняет заявленные функции. Ради окружающей среды потребители не готовы отказаться от привычного качества товара.
  • Следует тщательно обдумать ценообразования. Если цена на продукт выше по сравнению с традиционных товаров, необходимо быть уверенным, что потребители примут такую ​​цену и считать, что она соответствует товару. Многие потребители, конечно, не могут платить премиальную цену ни традиционного, ни за экологический товар, особенно в период экономического спада. На это следует обращать внимание при определении целевой аудитории экологического товара и при разработке продуктовых характеристик.

Маркетинг микс («четыре P»)

Каждое предприятие, действующее на принципах маркетинга, разрабатывает свой комплекс маркетинга. Самой распространенной является концепция «четыре P», которая может применяться в экологическом маркетинга, но в более инновационный способ. Рассмотрим особенности каждого из четырех основных элементов:

  • Товар (Product): экологическими целями при планировании товара, включая его упаковку, является сокращение потребления ресурсов и сокращение вредных выбросов на протяжении всего цикла его существования - от разработки до утилизации.
  • Цена (Price): многие потребители согласятся платить несколько более высокую цену за экологические товары, если будут уверены в увеличении ценности товара. Такими дополнительными ценностями товара могут быть улучшены показатели, функции, дизайн, стиль, вкус и т.д. - экомаркетинг должен принимать во внимание все эти факты, принимая решение о премиальных цены.
  • Продвижение (Promotion): существуют три основных типа экологической рекламы - реклама, которая подчеркивает связи между товаром / услугой и биофизическим окружающей средой; реклама, продвигающей экологический стиль жизни через потребление товара или услуги; рекламы, которая представляет корпоративный имидж экологической ответственности. Важными инструментом коммуникаций в экомаркетингу выступает также PR.
  • Место (Place): выбор того, где и когда продукт станет доступным, оказывает существенное влияние на потребителей.