Теория ожиданий В. Врума основывается на идее, что мотивация работника достигается вознаграждением. При этом сила стремления к получению вознаграждения зависит от трех ситуационных факторов:

  • наличие связи между затратами труда и достигнутыми результатами, то есть от надежды, что затраты труда дадут желаемые результаты (З - Р). Если такая связь отсутствует, мотивация ослабевает;
  • реальность получения вознаграждения, то есть ожидания, что результаты будут вознаграждены (Р - В). Отсутствие такой связи ослабляет мотивацию;
  • ценность вознаграждения. Через собственную систему ценностей конкретное вознаграждение может и не представлять для человека ценности, то есть мотивация зависит от ожиданий относительно ценности вознаграждения (В - Ц).

Если ожидания высокие, то сила побуждающего мотива растет. Полученный ранее положительный опыт в аналогичных ситуациях подкрепляет надежды. Наоборот, если ожидания не оправдываются, возникает ощущение тщетности усилий, в результате чего уменьшается мотивация. Избавиться от чувства бесполезности усилий помогает установление достижимых для конкретного работника целей деятельности и вознаграждение его таким способом, который он лично ценит.

Фактором, который влечет возникновение ощущения бесполезности усилий является нехватка собственных способностей работника. В результате задача выполняется неудачно и демотивирует работника. Итак, сложность задач конкретного работника должна соответствовать его квалификации, способностям и мастерству.