В менеджменте, модели эффект кривой обучения (усвоения) и тесно связанного эффектом кривой опыта которая выражает связь между уравнениями для опыта и эффективностью или между ростом эффективности и инвестированием в усилия по ее росту.

Кривая обучения и эффект кривой обучения

«Кривые обучения» были впервые описаны немецким психологом 19-го века Германом Еббинuаузом в процессе исследования ним сложностей запоминания разного количества вербальных стимулов.

Опыт показывает, что чем больше какая-то задача выполняется, тем меньше времени нужно на ее выполнение в следующий раз. Эта связь была впервые численно определена в 1936 году на авиабазе Райт-Петерсон в США, где было определено, что каждый раз, как удваивалось производство самолетов, затраты рабочего времени на их производство сокращались на 10-15%. Следующие эмпирические исследования в других отраслях экономики показали, что сокращение рабочего времени составило от нескольких до 30%, но в большинстве случаев для каждого отдельного продукта величина сокращения была постоянной и не зависела от масштаба производства. Модель кривой обучения утверждает, что при каждом удвоении объемов производства, затраты снижаются в фиксированной пропорции, по одному из двух уравнений ниже. Эти два уравнения имеют одинаковую форму, но отличаются определением значения Y, и эта разница значимо влияет на результат оценки.

Причины эффекта

Примеры

NASA подает такие кривые опыта для своих операций:

  • аэрокосмическая отрасль 85%
  • судостроения 80-85%
  • сложные станки для новых моделей 75-85%
  • серийное производство электроники 90-95%
  • серийная обработка резанием или формовочные операции 90-95%
  • серийные електрооперации 75-85%
  • серийное сварки 90%
  • сырье 93-96%
  • приобретенная продукция 85-88%

Основной причиной существования кривых обучения и опыта является сложность процессов обучения. Обучение сначала начинается с больших открытий, а затем продолжается все меньше. Уравнения для этих эффектов для этих моделей происходят из полезности отдельных математических моделей для определенной степени предполагаемых аспектов как правило непредсказуемых процессов. Они включают:

  • Эффективность рабочей силы — работники становятся физически более ловкими. Они становятся более уверенными ментально и тратят меньше времени на сомнения, обучение, экспериментирования или ошибки. Со временем они узнают пути к оптимизации и улучшению. И это касается всех работников и управленцев, а не только тех, кто непосредственно работает на производстве.
  • Стандартизация, специализация и улучшения методов — по мере того, как процессы, части и продукты становятся более стандартизированными, эффективность имеет тенденцию к росту. Когда работники специализируются на ограниченном количестве задач, они получают больше опыта этих задач и работают быстрее.
  • Обучение благодаря технологии — технология автоматического производства и информационная технология может ввести эффективность после их введения и после того, как люди научатся использовать их должным образом и эффективно.
  • Лучшее использование оборудования — при росте общего производства, производственное оборудование используется более полно, снижает полные затраты на единицу продукции. В дополнение, приобретение более эффективного оборудования может стать оправданным.
  • Изменения в наборе сырья и материалов — при приобретении компанией опыта, она может изменить свой состав сырья и материалов, а следовательно становится более эффективной.
  • Ре-дизайн продукции — по мере того, как производители и потребители привыкают к продукции, они как правило находят пути к улучшению. И это отражается на процессе производства. Хорошим примером является тестирование на Cadillac различных аксессуаров. Те, которые не ломались, начали серийно устанавливаться в других продуктах Дженерал Моторс; те, которые не выдерживали тестов потребителя «ломки», снимались с производства, а следовательно экономили компании деньги. По мере увеличения производства автомобилей компанией Дженерал Моторс, они научились как лучше производить продукцию, работать, за меньшие деньги.
  • Строительство сети и снижения затрат, связанных с использованием (эффект сети) — когда использование продукта становится широко-распространенным, пользователь использует его более эффективно, поскольку он ему более знаком. Один факс в мире ничего не способен, но если он есть у каждого, они строят все более эффективную сеть коммуникаций. Другим примером является адреса электронной почты чем больше их есть, тем более эффективна сеть, тем ниже стоимость использования единицы для каждого.
  • Эффекты разделенного опыта — эффекты кривой опыта усиливаются, когда два или более продукта разделяют определенную активность или ресурс. Любой опыт, полученный от одного продукта, может быть применены в другом продукте. (Это связано с принципом наименьшего удивления).