Глобализация, усиление конкуренции, стремительное развитие финансового и фондового рынков изменили подход к управлению предприятием. Возникла потребность в формировании подхода, который способен обеспечить рост стоимости предприятия в долгосрочной перспективе и сбалансировать интересы акционеров и менеджеров. В связи с этим возникла концепция под названием ценностно-ориентированное управление - VBM (Value-based management).

Определение

Ценностно-ориентированное управление (англ. Value-based management) представляет собой подход к управлению, нацеленный на максимизацию акционерной стоимости предприятия. Суть концепции заключается в том, что управление предприятием в долгосрочной перспективе должно быть направлено на повышение стоимости предприятия. Стратегия, цели, бизнес-процессы, показатели оценки деятельности, вознаграждения определяются на основе анализа их влияния на изменение стоимости для акционеров.

Элементы

А. Раппорт и Б. Стюарт определяют стоимостные-ориентированное управление как целостную систему управления, содержит следующие элементы:

  1. «Оценка» включает выбор методов оценки стоимости для акционеров и отслеживания процесса создания новой стоимости;
  2. «Стратегия» устанавливает пути, с помощью которых будет достигнута основная цель - рост стоимости для акционеров предприятия;
  3. «Финансы» выделяют основные факторы, влияющие на деятельность предприятия в целом и его отдельных подразделений;
  4. «Корпоративное управление» нацелено на сбалансирование интересов акционеров и менеджеров, разработку системы мотивации менеджеров и сотрудников.

Г. Арнольд определяет следующие основные элементы ценностно-ориентированного управления:

  1. Увеличение благосостояния акционеров в долгосрочном периоде;
  2. Новая стоимость для акционеров создается только тогда, когда величина прибыли превышает затраты на капитал;
  3. Система материального поощрения должна базироваться на внутренних показателях, которые используются для оценки текущей деятельности предприятия и предоставления менеджерам информации о достижении главной стратегической цели - рост стоимости бизнеса. Внешние показатели необходимо использовать для оценки потенциала предприятия создавать стоимость в долгосрочной перспективе.

Сферы деятельности, которые являются основой для создания стоимости предприятия

Т. Коупленд, Т. Коллер и Дж. Муррин считают, что осуществление ценностно-ориентированного управления на предприятии должно базироваться на стоимостном мышлении. Менеджеры имеют стоимостное мышление, когда главной целью для них является повышение стоимости предприятия. Стоимостное мышление определяется такими элементами как стоимостная идеология и измерение стоимости. Стоимостная идеология базируется на заинтересованности руководства в повышении стоимости бизнеса.

По мнению ученых, есть шесть сфер управленческой деятельности, позволяющие предприятию направлять свои действия на создание стоимости. Для достижения этого предприятию необходимо:

  1. Подкреплять идеи количественными показателями, которые сигнализируют о создании стоимости;
  2. В управлении бизнес-портфелем соблюдать подхода, который направлен на рост стоимости;
  3. Определить насколько организационная культура и структура ориентированы на создание стоимости;
  4. Выявить ключевые факторы, влияющие на изменение стоимости каждого подразделения;
  5. Установить целевые показатели и нормативы для каждого подразделения;
  6. Определить пути мотивации сотрудников на создание стоимости.

Составляющие управления стоимостью

Процесс управления стоимостью содержит пять составляющих:

  1. Применение стоимостного мышления в процессе стратегического планирования. Определяются направления дальнейшего развития предприятия, а также оказывается где и когда создается стоимость, эффективность работы элементов цепи создания стоимости показатели подразделений предприятия с показателями конкурентов.
  2. Применение оперативного планирования для управления стоимостью предприятия. Составляющая включает разработку и внедрение системы показателей для контроля текущей деятельности. Система показателей отражает процесс создания стоимости и вклад каждой организационной единицы предприятия в этот процесс.
  3. Управление ключевыми факторами стоимости. Одновременно со стратегией предприятия разрабатываются комплексы программ для воздействия на основные факторы стоимости.
  4. Система мотивации, которая устанавливает связь между вознаграждением и достижением целевых показателей стоимости.
  5. Средства общения с акционерами, то есть создание специальных форм отчетности, связанных с управлением стоимостью предприятия.

Факторы стоимости

Управление стоимостью означает управление факторами стоимости.

Фактор стоимости - параметр, который влияет на изменение стоимости предприятия.

Система факторов стоимости на крупных предприятиях может содержать большое количество факторов, управление которыми требует значительных материальных затрат, поэтому главной целью является определение ключевых факторов. Под ключевыми факторами стоимости имеются в виду 20% факторов, которые согласно «принципу Парето» приносят 80% стоимости.

Ключевыми факторами, которые влияют на стоимость пидприемста являются:

  • Конъюнктура рынка;
  • Выгоды от владения бизнесом, которые могут быть получены в будущем (темпы роста прибыли, доход на инвестированный капитал)
  • Риск получения прибыли;
  • Степень контроля, которую получает новый собственник;
  • Ликвидность предприятия.

Факторы стоимости распределяются по определенным уровням:

  • Общие факторы, прежде всего рентабельность инвестированного капитала;
  • Факторы, оказывающие влияние на прибыль предприятия (выручка и расходы) и направления инвестирования средств (виды активов);
  • Специфические факторы (квалификация персонала, клиентская база и т.д.);
  • Оперативные факторы (эксплуатационные расходы, цены на отдельные виды материалов и т.п.).

Факторы стоимости могут быть внутренними и внешними, финансовыми и нефинансовыми.

Внутренними факторами являются темпы роста продаж, чистой прибыли и отдельных статей отчета о финансовых результатах, баланса.

Внешними факторами являются уровень финансовых, производственных, маркетинговых и других видов рисков, уровень спроса на продукцию предприятия, политические факторы, конкуренция и тому подобное.

Финансовыми факторами являются объем продаж, себестоимость, размер дебиторской задолженности, запасов и другие факторы.

Нефинансовыми факторами являются деловая репутация, наличие торговой марки, квалификация персонала.

Пути внедрения

Существуют два пути внедрения стоимостно-ориентированного управления в деятельность предприятия:

  1. «Шоковое», то есть ценностно-ориентированное управление внедряется сразу для всего предприятия;
  2. Ценностно-ориентированное управление внедряется в одном из подразделений как пробный проект.

Наиболее оптимальным сроком для внедрения VBM приблизительно год. Меньший срок не является приемлемым, поскольку его не хватит для проведения необходимых программ обучения для персонала.

Преимущества

  1. Согласование интересов акционеров и менеджеров предприятия;
  2. Наблюдения и прогноз изменения стоимости в долгосрочной перспективе;
  3. Обеспечение связи между стоимостью и стратегией предприятия;
  4. Определение ключевых факторов, влияющих на изменение стоимости и которые могут быть инструментами стратегического и оперативного управления;
  5. Содействие разработке мотивационных схем.

Недостатки

  1. Стоимость предприятия не может быть оценена достоверно через использование прогнозных данных о доходах;
  2. В условиях несовершенного фондового рынка рыночная стоимость акций не является объективным показателем, поскольку не дает точную оценку стоимости акционерного капитала;
  3. Попытка согласования интересов акционеров и менеджеров путем соотношения материального вознаграждения последних с ростом стоимости предприятия может привести к манипулированию информацией с стороны менеджеров;
  4. Акционеры не всегда заинтересованы в росте стоимости предприятия в долгосрочном периоде, поскольку имеют свои собственные выгоды связаны с потреблением в текущем периоде;
  5. Ни один из показателей не способен отображать все аспекты деятельности предприятия и способствовать повышению стоимости в долгосрочной перспективе.