Agile-менеджмент (от англ. Agile - «подвижный», «ловкий», «эластичный») - итерационный метод планирования и управления процессами и проектами. Agile-менеджмент выделяет короткие циклы разработки продукта, предоставляя дополнительные обновления в зависимости от изменения потребностей клиента.

Применяется как эффективная практика организации труда небольших групп (которые делают однородную творческую работу) в объединении с их управлением комбинированным (либеральным и демократическим) методом.

Agile-менеджмент является основой ценностей, принципов и практик, позволяет менеджерам на всех уровнях планировать и проектировать работу и создавать команды таким образом, чтобы обеспечивать высокую адаптивность бизнеса к изменяющимся условиям рынка и бизнес-среды. Этот подход применяется для того, чтобы повышать вовлеченность клиентов компании, принимать изменения, эффективно взаимодействовать и способствовать достижению результатов.

Agile-менеджмент пытаются внедрить в основном компании, деятельность которых осуществляется в условиях быстрых и непредсказуемых изменений, для того чтобы выработать наиболее эффективную стратегию, которую можно успешно использовать и быстро менять для решения проблем и повышения эффективности и производительности предприятия. Особенно бурное применения Agile-менеджмент имеет в компаниях, работающих в сфере высоких технологий.

Основные принципы agile-менеджмента

Основные принципы:

  • необходимы активные действия всех участников процесса или проекта;
  • команда должна иметь возможность принимать совместные решения;
  • требования могут меняться, но временной промежуток должен быть зафиксирован;
  • предъявлять требования на самом высоком уровне, облегчать их и визуализировать;
  • разрабатывать короткие, постепенные шаги (итерации)
  • фокусироваться на постоянном предоставлении результатов;
  • только после окончания текущей итерации переходить к следующему шагу;
  • применить правило 80/20;
  • постоянно тестировать полученные результаты - проверять в течение всего периода работы, не только в конце;
  • совместная работа всех участников и заинтересованных сторон.

Эти характеристики существенно отличаются от традиционных методов и являются общими для всех agile-подходов.

Основные характеристики agile-менеджмента

Так же, как в гибкой разработке программного обеспечения (от англ. Agile software development), в agile-менеджменте используется разделение процессов на отдельные части, которые называются итерациями. Каждая итерация рассматривается и оценивается командой специалистов отдельно. В данном случае команда может включать в себя представителей бизнеса, а также - всех занятых в этом проекте людей и других заинтересованных лиц. Выводы, полученные от оценки итерации, используются, чтобы определить, каким должен быть следующий шаг в проекте. Каждая итерация проекта должна продолжаться, как правило, в течение двух недель.

Agile-менеджмент - Семь ключей к успеху

На данный момент в мире существует тендеция к переходу с традиционных подходов и принципов менеджмента к новым современных методик agile-менеджмента.

Развитие лидеров на всех уровнях

Сейчас в каждой компании решения должны приниматься на всех уровнях. Это означает, что "модель лидерства" и "развития лидерства" должна быть доступной для многих людей. AT & T недавно модернизировала свою лидерскую программу для 80 тыс. линейных менеджеров, супервайзеров, менеджеров проектов и руководителей высшего звена. Пока не все имеют равный доступ к информации, но каждый получает деловую хватку, знание инструментов для принятия решений и важных основ для руководства.

Создание культуры обучения

В компаниях, которые очень быстро и активно развивающихся важный принцип - "культура обучения". Людям предлагается использовать время на обучение, ошибки и отзывы этого процесса обязательно обсуждаются. Организации, которые имеют такую практику, понимают, что самый важный потенциал компании - это люди. Исследование за исследованием показывают, что организации, которые уделяют внимание обучению, на самом деле работают более эффективно, и работники таких компаний выполняют больше работы.

Создание маленьких команд

Маленькие, само-организованные команды очень быстро принимают решения. Каждый член такой команды четко знает свою зону ответственности, в процессе работы учится новому в товарищей и практикует совместную работу в команде. Например, кнопка "Like" в "Facebook" была создана командой из трех человек.

Сосредоточение на обратной связи, не только на отчетности

Этот принцип означает, что необходимо предоставлять возможность контролировать и решать проблему непосредственно работникам, а не только руководителям всех уровней. Это дает возможность человеку проявить себя и получить обратную связь от руководства о результатах работы, таким образом определить для себя основные ошибки и возможные сферы к улучшению.

Сделать диверсификацию стратегией, а не соответствием программе

Лучшие решения приходят от диверсифицированных команд. Разнообразие сегодня означает возраст, пол, национальность, расу, характер и т.д. Было обнаружено, что эффективные команды состоят из разных людей. Разнообразие приносит новые идеи, культуру, изменения и обучения, а также - свободу для инноваций. Особенно это важно для торговых компаний, ведь если вы продаете потребителям, разнообразие необходимо просто чтобы убедиться, что вы понимаете рынки и вкусы людей, которых обслуживаете.

Сделать информацию прозрачной

Это означает, что необходимо позволять менеджерам на всех уровнях видеть финансовый результат, обратная связь клиентов и внутреннюю информацию о талантливых людях. Сейчас многие компании ведут борьбу за оценку эффективности, выявления высоких потенциалов и развитие новых лидеров. Одной из самых больших препятствий на этом пути является тот факт, что таланты очень часто заперты в маленькой комнате, которую видят только руководители компании. Прозрачность информации о талантах играет огромную роль в производительности. Когда руководитель должен получить новый проект, часто оказывается, что команде не хватает некоторых навыков. Такие компании, как Pfizer создали внутренний "рынок талантов" для навыков, позволяющих менеджерам быстро находить экспертов по мере необходимости. Эта прозрачность информации является одной из самых актуальных дисциплин в области управления персоналом.

Сочетание принципов и ценностей

Очень важно, чтобы принципе, цели и ценности компании были объединены и не противоречили друг другу. Компании, которые используют agile-менеджмент, движутся и развиваются очень быстро. Именно поэтому очень важно, чтобы эти три вещи были сформулированы очень четко и помогали принимать обоснованные решения.