Анализ ABC — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Идея метода АВС анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило — 20 на 80». Данный метод анализа получил большое развитие, благодаря своей универсальности и эффективности. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

По результатам АВС анализа представляется возможным сделать следующие выводы:

  1. Выделить группы товаров, которые вносят максимальный вклад в формирование выручки (маржинального дохода или другого параметра исследования, который был выбран в качестве базы). Это группа товаров А.
  2. Группа товаров «середнячков», вносят определенный значительный вклад в формирование ассортимента, но не являются определяющими. Группа В.
  3. Выделить группу балластных товаров, вклад в оборот компании незначителен. Группа товаров С. Но торопиться исключать эти товары не стоит. Например, они могут быть сопутствующими товарами к товарам из группы А.

Распределение по группам может выглядеть следующим образом:

Группа Вклад по анализируемому параметру, % Вклад по количеству, %
A 60-90 15-20
В 10-30 20-40
C до 10 40-65

На практике это означает, например, что товары группы А занимая в количественном выражении 15% от всего ассортимента, приносит компании 75% выручки. В то же время, группа В составляя 30% от ассортимента, приносит 20% выручки компании. А группа С в свою очередь занимая 55% в количественном выражении приносит всего 5% выручки компании. Важно, что деление на группы производиться основываясь на мнении и понимании эксперта. В редких случаях, возможны отступления от заданных распределений.