Информационный бизнес (ИБ) - сравнительно новая сфера с. Термин "бизнес" (business - дело, дело, деловые отношения между людьми или отношения между участниками дела) - это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или учреждениями по производству или приобретению и продаже товаров либо предоставлению услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги для взаимной выгоды заинтересованных лиц или организаций.

Основные функции ИБ

Основными функциями информационного бизнеса в широком смысле являются: управление и ведение учета; подготовка кадров; маркетинг любой деятельности и непосредственное производство информационной продукции. Роль проводника достижений научно-технического прогресса и инноваций, советника при принятии управленческих и производственных решений и, с остальными, необходимость информации при решении проблем и достижении поставленных целей каждого члена общества, обусловливает многогранность видов научно-информационной деятельности и ее потребительскую ценность.

Специфические функции ИБ

Информационный бизнес имеет и свои специфические функции, которые разделяют его на компьютерный, сугубо информационный и смешанный, что отражается на категории информационного органа.

Показатели категорий информационного органа

  • конечной целью НИД является создание личного информационного продукта силами своих сотрудников (информцентры, справочно-информационные службы, фирмы по изготовлению БД и т.п.);
  • предоставление информационных услуг на основе заказов и поддержки со своими пользователями отношений, близких к неформальным (библиотечное обслуживание, реклама, компьютерный сервис и т.д.);
  • создание информационной продукции в соответствии со специфическими требованиями конечных потребителей (литературная и журналистская деятельность, искусство, отраслевые информационные центры, центры НТИ и т.п.);
  • использование различных носителей информации, включая как традиционные - бумажные, магнитофиксирующие, диапозитивные и др., так и электронные средства хранения данных (издательская деятельность)
  • создание информационной продукции для обеспечения принятия решений и повышения качества этих решений (юридически-правовая, деловое информирование, ГЗК и т.п.);
  • получение прибыли за счет предоставления услуг и информации, так как пользователи приравнивают эти услуги проведенным научным исследованиям и полностью их оплачивают (информационный маркетинг, экспертно-аналитические службы и т.п.);
  • сбор и хранение различных сведений о деятельности определенной отрасли, предприятия, учреждения и т.п. в отличие от консультаций в области управления (органы статистики, архивы и т. д.)
  • отношение к информации как к своему конечного продукта (средства массовой информации - СМИ).

Направленность ИБ

Информационный бизнес, направленный на поддержку процессов управления в различных областях народного хозяйства, или на экспертные оценки, иногда еще называют "информационно-деловым обслуживанием", "дифференцированным обеспечением процессов руководства" или "системой поддержки принятия решений", подразумевая под этим программируемое формирования целенаправленного, последовательного, комплексного и непрерывного процесса информирования потребителей конкретной научно-технической, экономической, деловой информацией, исходя из специфики запросов и перспектив раз витке определенной отрасли.

Принципы основных категорий бизнес-деятельности

  • производить то, что продается, а не продавать то, что производится;
  • интересы потребителей приваливают над производственными соображениями, поэтому при определении целей и задач обслуживания решающим становится не внутренние технологические, а внешние потребности;
  • негибкость, лишний стабильность процессов обслуживания должна измениться динамичностью, способностью быстрее и полнее приспосабливаться к требованиям потребителей, к созданию новых, рассчитанных на больший спрос, продуктов и услуг;
  • управления информационным производством базируется не на директивных указаниях, не в плане-фетиши, а прежде всего на исчерпывающем знании объективных факторов, реальных запросов общества, его групп и отдельных потребителей, а также на быстро и верно сделанных выводах относительно этого;
  • в области финансовой деятельности больше внимания обращается на цену, которую готов принять потребитель, а не на себестоимость услуги или товара, соответственно и бюджет строится с учетом требований реализации продуктов и услуг.