Интернет-аукцион (он же «онлайновый аукцион») — аукцион, проводящийся посредством интернета, на специализированных сайтах (либо сайт-аукцион, либо электронная торговая площадка). В отличие от обычных аукционов, интернет-аукционы проводятся на расстоянии (дистанционно) и в них можно участвовать не находясь в определённом месте проведения, делая ставки через интернет-сайт или компьютерную программу аукциона.

Типы электронных аукционов

Аукцион на повышение. Победителем признается участник, предложивший наивысшую цену. В основном практикуется частными лицами на сайтах EBay, Молоток.ру, ГоСтор.

Аукцион на понижение. Победителем становится участник, который внес ценовое предложение с наименьшей ценой. Основная разрешенная форма проведения электронных аукционов по государственным заказам на сайтах Единая ЭТП, Сбербанк-АСТ, а так же при размещении торгов на ЭТП от коммерческих компаний, на сайтах B2B-energo, Амбит-Трейд.

Участники аукционов

Организатор аукциона – физическое или юридическое лицо, сформировавшее Лот и условия данного аукциона. На сайте EBay любой человек (обычно частное лицо), который решил что либо продать, должен пройти регистрацию, сообщить данные о лоте, назначить цену и срок проведения аукциона. Торги идут на повышение цены. На сайте Сбербанк-АСТ, который размещает открытые аукционы в электронной форме по государственным заказам, организатор (юридическое лицо, представитель федерального или муниципального заказчика) проходит регистрацию, вносит разъяснения по Лоту, условия заключения госконтракта и назначает дату проведения аукциона. В соответствии с законодательством, проводятся торги на понижение цены, за счет чего достигается значительная экономия бюджетных средств. На сайте площадки Амбит-Трейд организатор торгов (коммерческий заказчик) проходит регистрацию, вносит информацию о лоте и условиям торгов, назначает дату аукциона. Основная форма – аукцион на понижение, но в редких случаях может слоиться ситуация с проведением торгов на повышение цены контракта.

Участник торгов (поставщик, аукционер, участник размещения заказа) – физическое или юридическое лицо, участвующее в торгах и вносящее ценовые предложения.

Победитель аукциона – лицо, внесшее лучшее ценовое предложение и либо купившее Лот, либо заключившее контракт на поставку своих товаров и услуг.

Этапы электронного аукциона

Мало чем отличаются от этапов обычного аукциона или того что можно было увидеть в различных фильмах, но за счет того, что процесс максимально унифицирован и оптимизирован, каждый пользователь системы электронных аукционов должен ответственно отнестись к каждому этапу проведения торгов.

Формирование лота и условий проведения. Организатор торгов составляет аукционную документацию (разъяснения о лоте, условия заключения сделки и тд), формирует Лоты (при необходимости создает более одного Лота), назначает дату проведения аукциона. Типичные ошибки – недостаточная информация о лоте или об условиях торгов. Риск – аукционер не поймет смысл Лота и не будет участвовать в торгах.

Подготовка к аукциону. При публикации информации о готовящемся аукционе, потенциальный аукционер должен узнать о ней – в разных системах аукционов это реализовано по-своему. Возможно будет проводиться почтовая рассылка приглашений на аукцион, либо аукционер должен сам найти интересующие его торги. Типичные ошибки – плохая работа службы информации сайта-аукциона, недостаточный срок для подготовки к торгам, мало информации, предоставленной организатором. Риск – не наберется необходимое количество участников аукциона и торги будут отменены или организатор не получит того результата, на который рассчитывал.

Торги. В день проведения электронного аукциона, аукционеры входят на сайт-аукцион или торговую площадку, при необходимости используют средства криптографической защиты и с началом аукциона, вносят свои ценовые предложения. Типичные ошибки – внесение заранее невыгодных себе предложений, слишком латентная (выжидающая) позиция, слишком активная позиция (не выгодно на Скандинавских аукционах, где взимаются деньги за внесение ставки) Риск – снижение эффективности аукциона, неполучение ожидаемой прибыли.

Заключение контракта. Момент окончания интернет-аукциона, в отличие от традиционных аукционов, заранее назначается самим продавцом при постановке товара на торги. В обычных же аукционах борьба идет до тех пор, пока повышаются аукционные ставки. Победитель, в соответствии с условиями организатора либо перечисляет деньги, либо оказывает услуги или поставляет товар. Далее все идет по той схеме, которая изложена в договоре между заказчиком (организатором торгов) и поставщиком (победителем аукциона). Крупные мировые и российские аукционы. Самый крупный интернет-аукцион в мире является eBay, основанный в 1995 году и имеющий оборот в несколько миллионов сделок в день. Молоток.ру крупнейший аукцион для частных лиц в россии Сбербанк-АСТ размещает порядка 70% государственных заказов в россии.

Преимущества для организатора аукциона.

  1. Экономия рабочего времени – можно объявить аукцион и до момента окончания торгов вообще не вспоминать о нем;
  2. Экономия денежных средств – не надо тратить деньги на организацию торгов, для фирм – выгодны торги на понижение (экономия средств на закупку);
  3. Честная конкуренция среди аукционеров;
  4. Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса.

Преимущества для аукционера:

  1. Быстрый поиск интересующих торгов;
  2. Прозрачность и открытость процесса продаж;
  3. Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  4. Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  5. Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса.