Электронное управление — способ организации государственной власти с помощью систем локальных информационных сетей и сегментов глобальной информационной сети, обеспечивающей функционирование органов власти в режиме реального времени и делает максимально простым и доступным ежедневное общение с ними граждан, юридических лиц, неправительственных организаций. Главной составляющей электронного управления является электронное правительство — единая инфраструктура межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и субъектами хозяйствования. Он не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) с целью повышения эффективности предоставления государственных услуг. На сегодня в мире распространены две основные модели электронного правительства — e-Government 1.0 и e-Government 2.0.

Составляющие

  • е-правительство;
  • е-медицина;
  • е-телефония;
  • е-законодательство;
  • е-занятость;
  • е-образование;
  • е-библиотека;
  • е-банк;
  • е-демократия;
  • е-кадастр;
  • е-телевидение;
  • е-транспорт;

Уровни реализации

Учитывая основную составляющую электронного управления — электронное правительство, выделяют следующие уровни реализации:

  1. G2C (government to citizens) или «Правительство — гражданам» (организация обратной связи с гражданами). С введением систем G2C граждане смогут гораздо меньше стоять в очередях по типовой информации, справками и формами, экономя при этом собственные финансовые ресурсы, а бюджетные расходы на администрирование типовых процедур при этом пропорционально уменьшаются.
  2. G2E (government to employees) или «Правительство — служащим» (отношения правительства с чиновниками или служащими). Автоматизация процессов сотрудничества правительственной системы со служащими, чиновниками, консультантами на местах. Указанный уровень реализации возможен до исключения в случае разработки необходимого функционала на уровнях G2B, G2C.
  3. G2B (government to business) или «Правительство — бизнеса» (отношения государственных органов и бизнеса). Это автоматизация налоговых выплат, проведение электронных тендеров на поставку продукции и тому подобное. При переходе на электронную систему закупок Швеции экономия средств в этой стране составили около 50 проц., в результате чего 95% закупок Швеции проводится через электронные каналы.
  4. G2G (government to government) или «Правительство — правительству» (автоматизация отношений и документооборота между ведомствами). G2G — часть объединенной информационной системы, обеспечивающей выполнение следующих задач:
    1. управления работой государственного аппарата;
    2. координация деятельности региональных управлений и территориальных подразделений;
    3. ведение внутреннего делопроизводства.

Стратегические задачи

  • обеспечения прав граждан на доступ ко всем видам открытой государственной информации, имеющей индивидуальную и общественную значимость;
  • привлечение граждан к участию в государственных делах;
  • совершенствование технологии государственного управления;
  • преодоление информационного неравенства;
  • организация предоставления услуг юридическим и физическим лицам в интегрированном виде дистанционно — через Интернет и другие средства
  • перестройка отношений с гражданами;
  • предоставление гражданам возможности учиться в течение всей жизни;
  • содействие развитию экономики;
  • системообразующим законодательное обеспечение.

Как видно из указанных стратегических задач, целью внедрения электронного управления является достижение европейских стандартов качества электронных административных услуг, открытости и прозрачности власти для граждан, представителей бизнеса и общественных организаций.

Основные принципы электронного управления

  • Единоразовая регистрация документа;
  • Возможность параллельного выполнения различных операций с целью сокращения времени движения документов и повышения оперативности их выполнения;
  • Непрерывность движения документа;
  • Развитая система отчетности по различным статусам и атрибутам документов.

С воплощением в современное деловое жизни системы электронного управления появилась реальная возможность поднять общение в деловой сфере. Оно является одним из инструментов развития информационного общества, способствует созданию условий для открытого и прозрачного государственного управления. Это форма организации государственного управления, по которой происходит активное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой, с обществом, человеком и е-гражданином, бизнесом с помощью информационно-коммуникативных технологий.