Экономическая реформа 1965 года в СССР - система мероприятий в промышленности и сельском хозяйстве, которая предусматривала введение элементов экономического регулирования. Их разработка и принятие основных положений происходили с 1965 года при содействии председателя совета министров СССР Алексея Косыгина. В СССР известна как косыгинския реформа (разг.), на Западе как реформа Либермана.

Потребность и цели реформ

После отстранения от власти Никиты Хрущева в октябре 1964 года экономика страны и дальше была в состоянии кризиса. Перед новым советским руководством (в октябре 1964 года первым секретарем ЦК КПСС был избран Леонида Брежнева, а затем председателем Совета министров СССР был назначен Алексея Косыгина) для его преодоления было два возможных пути:

  • радикальные реформы (т.е. такие, которые касаются основ социалистического строя, его характерных принципов)
  • частичные реформы (не касались основ социалистического строя и направлялись на смягчение экономического кризиса, но не были способны преодолеть ее в целом).

Руководство СССР, понимая необходимость осуществления экономических реформ как таковых, избрало второй путь, в итоге и определило их крах. Приоритет в инициировании, разработке и проведении реформ принадлежал председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину.

Предполагалось, что реформы обеспечат преодоление традиционных для существующей модели советской экономики недостатков, основные из которых сводились к следующему:

  • углубление диспропорций в развитии отраслей хозяйства;
  • увеличение капиталовложений при их низкой отдачи
  • неэффективное использование производственных фондов;
  • наличие большого количества незавершенных объектов в промышленном и гражданском строительстве;
  • низкая эффективность сельскохозяйственного производства, значительное отставание по темпам развития от промышленности всего аграрного сектора;
  • несоответствие между ростом зарплаты и производительности труда;
  • массовый выпуск товаров, не находили сбыта;
  • отсутствие реальных материальных стимулов для повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции.

Сущность реформ

Реформы в сельском хозяйстве

Первая из реформ, инициированная главой советского правительства, сводилась к введению ряда неотложных мер по развитию аграрного сектора экономики. Основные положения этой реформы были приняты в марта 1965 года на пленуме ЦК КПСС.

Их сущность сводилась к следующему:

  • увеличение капитальных вложений в сельское хозяйство;
  • развитие материальной и социальной базы села,
  • уменьшение планов по обязательных поставок основных видов сельскохозяйственной продукции;
  • повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;
  • введение надбавок к ценам на сверхплановой продукции;
  • введение гарантированной оплаты труда колхозников;
  • отмена ограничений в отношении личных подсобных хозяйств.

Первые шаги по осуществлению реформы дали положительные результаты:

  • оживилось сельскохозяйственное производство, увеличились поставки продовольствия в города, в селах появилось больше техники, довольно быстрыми темпами строилось жилье и объекты социально-культурного назначения.

Но с другой стороны, сохранилось централизованное планирование и регламентация сельскохозяйственного производства; не действовали экономические стимулы для повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции; продолжалось администрирования и некомпетентное вмешательство партийного руководства в дела колхозов и совхозов. Увеличивался аппарат управления сельским хозяйством. Не оправдались надежды на кооперирование и специализацию хозяйств. Химизация и мелиорация не дали ожидаемых результатов. В целом негативные тенденции развития сельского хозяйства доминировали над попытками его реформирования.

Реформы в промышленности

В сентябре в 1965 году (также на пленуме ЦК КПСС) были приняты основные документы, направленные на реформирование промышленности.

Основные положения реформ в промышленности сводились к следующему:

  • оценка деятельности промышленных предприятий должна была осуществляться не по валовым показателям произведенной продукции, а за ее реализацией;
  • сокращение обязательных плановых показателей, доводились до предприятий из центра, укрепление их хозрасчета, повышение самостоятельности, сохранения в распоряжении предприятий большей части прибыли;
  • ликвидация совнархозов и осуществление перехода от территориальной системы руководства к отраслевой (восстановление министерств и ведомств);
  • реформы направлены на усиление экономического стимулирования и повышения материальной заинтересованности трудовых коллективов в целом и отдельных трудящихся.

В 1968г год в СССР на новые экономические условия деятельности перешло около 27 000 предприятий. Наметился рост производительности труда. Увеличивались фонды общественного потребления, начали решаться некоторые социальные проблемы. Однако уже в 70-е годы реформы в промышленности пошли на спад; замедлились темпы экономического роста, развитие промышленности продолжал осуществляться на экстенсивной основе.

Причины краха реформ

  • Осуществляемые реформы в коем случае не касались отношений собственности и проводились строго в рамках командно-административной системы;
  • экономические реформы не были дополнены реформами политической системы, а наоборот, проводились в условиях свертывания демократизации, наметилась во второй половине 1950-х pp .;
  • реформы проводились партийно-хозяйственным аппаратом, сложившимся еще в сталинскую эпоху, на основе характерных для него административно-командных методов управления;
  • важнейшие задачи экономического развития решались преимущественно на экстенсивной, а не на интенсивной основе;
  • милитаризация экономики и огромные потребности военно-промышленного комплекса (ВПК) в условиях нарастания на международной арене гонки вооружений отвлекали огромные ресурсы (финансовые, трудовые те др.), катастрофически отражались на реформаторской политике и в итоге сводили ее нет.

Руководство партии и страны один за другим принимало постановления, но они не давали ощутимых результатов.