Автомобильная промышленность Беларуси - отрасль экономики Беларуси.

Автомобильная промышленность в Беларуси
МАЗ - крупнейший производитель авто в Беларуси
Автомобильная промышленность в Беларуси
Проходная завода МЗКТ (Минский Завод колесных тягачей)

БелАЗ

Автомобильная промышленность в Беларуси
БелАЗ-75214

Строительство вблизи города Жодино под Минском завода торфяного машиностроения началось в 1947 году. В 1958 году в Жодино передали из Минского автозавода производство 25-тонных самосвалов МАЗ-525. Впоследствии, предприятие было переименовано в Белорусский автомобильный завод. Первая самостоятельно разработанная им модель - 27-тонный БелАЗ-540 - появилась в 1961 году. К 1986 году завод мог выпускать до 6000 единиц такой техники в год, что составляло половину их мирового производства. В состав ОАО «БелАЗ» включены такие предприятия как ОАО «Кузлитмаш», СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», РУП «Стародорожский механический завод», СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод».

За время деятельности предприятия здесь выпущено более 130 тыс единиц карьерной техники - это намного больше его основного конкурента - компании Caterpillar. БелАЗы - самые большие автомобили на пространстве бывшего Советского Союза - работают почти в 50 странах мира. Продукция завода неоднократно награждалась призами за качество на различных международных выставках.

МАЗ

Автомобильная промышленность в Беларуси
МАЗ-5551
Автомобильная промышленность в Беларуси
Самосвал МАЗ-MAN
Автомобильная промышленность в Беларуси
Низкопольные городские автобусы МАЗ-203 и МАЗ-206

Официальное рождения Минского автомобильного завода - 9 августа 1944 года. В этот день Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление об организации в Минске автосборочного завода.

С 1944 по 1946 гг. В Минске началась подготовка автосборочного производства, которое занималось сборкой тяжелых американских грузовиков МАК из узлов и деталей, поставляемых по ленд-лизу.

А с 1946 по 1949 сборочный завод прекратил выпуск грузовиков иностранных моделей и начал подготовку к производству автомобилей семейства МАЗ-200.

Его базовой моделью стал ЯАЗ-200, изготовление которого передали в Минск из Ярославля, где после этого еще некоторое время выпускались трехосные ЯАЗ-210, которые в дальнейшем превратились в КрАЗы. Сам же Ярославский завод сохранил производство силовых установок - двухтактных дизелей ЯАЗ-204 для МАЗов и ЯАЗ-206 для КрАЗов. Осенью 1947 пять первых белорусских грузовиков-самосвалов МАЗ-205 выехали из ворот нового автосборочного производства и прошли в праздничной колонне на Октябрьской демонстрации.

Серия МАЗ-500, встала на конвейер в апреле 1965, и стала первой в Советском Союзе конструкции грузовика с бескапотной кабиной, то есть расположенной над двигателем и которая откидывается вперед. Изменение модели проводилась без остановки конвейера, параллельно с производством капотного самосвала МАЗ-205, который был снят с конвейера лишь 31 декабря 1965, 18 лет в производстве - рекорд долголетия модели.

За создание конструкции унифицированного семейства большегрузных автомобилей, автопоездов и самосвалов МАЗ-500 группа работников Минского автозавода удостоилась Государственной премии СССР.

Тем не менее, в 1969 году семейство прошло модернизацию, и в сентябре 1970 на конвейер встали МАЗ-500А. Еще одной модернизации семейство «пятисот» подверглось в 1976 г., а в 1977 г. начался выпуск усовершенствованных автомобилей уже под маркой МАЗ-5335.

В эти времена главным конструктором Минского автозавода и всего ПО «БелавтоМАЗ» стал Михаил Степанович Высоцкий, обладающий высокими техническими знаниями, коммуникабельный и, самое главное, в совершенстве знающий всю конструкцию продукции МАЗа. Темпы модернизации модельного ряда минских грузовиков, по сравнению с другими советскими автопроизводителями, были просто «реактивными».

Те или иные конструкции агрегатов или деталей из КБ сразу отправлялись в экспериментальный цех, а после изготовления в Испытательный центр, где устанавливались для испытаний на стенды или на экспериментальные автомобили в отдел дорожных испытаний.

МЗКТ

Автомобильная промышленность в Беларуси
Седельный тягач 8 × 8 МЗКТ-7401

25 июля 1954 постановлением Совета Министров СССР в Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро по разработке многоосных автомобилей высокой проходимости для нужд Министерства обороны страны.

Минский завод колесных тягачей был создан в 1991 год в на базе производства колесной техники специального назначения МАЗ а - ЖК «Тополь-М», ЗРК «Печора», С-300.

В 2005 году на техническое перевооружение предприятия планировалось потратить 2 650 млн белорусских рублей (около 1,2 млн $), из них 1,7 миллиарда рублей были получены предприятием в виде субсидий в соответствии с Указом Президента Беларуси «О мерах государственной поддержки производственного республиканского унитарного предприятия Минский завод колесных тягачей». Был разработан и утвержден план технического перевооружения предприятия на 2006-2010 годы, кооторый предусматривает закупку нового высокоэффективного технологического оборудования.

На предприятии используются прессы с давлением до 2000 тонн производства фирмы LVD (Бельгия). Также запущен комплекс лазерного раскроя LVD Impuls 12030, что позволяет резать листовой металл с высокой скоростью.

Численность работающих на предприятии - более 4,5 тыс. человек. На предприятии есть две столовые. Протяженность подземных дорог под цехами - около 15 км. В наличии действующее бомбоубежище.

МоАЗ

Автомобильная промышленность в Беларуси
Скрепер Д 357 (ДЗ-11) с одноосным тягачом МоАЗ-6014

Предприятие было основано в 1935 году как авторемонтное. В 1941 году завод был эвакуирован в Куйбышев, где освоил производство двигателей для штурмовиков Ил-2.

После Второй мировой войны завод был возвращен в Могилев и выпускал локомобили, паровые установки, мостовые краны и маслозаправщики на шасси ГАЗ-51. В 1958 году на завод подъемно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова Минтяжмаша СССР в г. Могилеве было передано производство одноосных тягачей МАЗ-529, разработанных на Минском автомобильном заводе. В 1960 году в Могилев с Минского автомобильного завода была переведена группа конструкторов, которая стала основой технических служб завода. С этого времени МоАЗ стал одним из крупнейших производителей землеройно-транспортной техники в СССР. В 1966 году завод переименован в автомобильный.

В 2006 году завод стал филиалом ОАО «БелАЗ». С 2012 года - филиал ОАО «БелАЗ» - управляющей компании холдинга «БелАЗ-Холдинг». Предприятие в основном работает на экспорт - более 85% продукции поставляется в страны СНГ.

Есть информация о производстве заводом (с 2007 года) некоторых деталей Audi и Volkswagen.

Неман

Автомобильная промышленность в Беларуси
Неман-52012

Завод был основан 11 мая 1984 и полностью введен в эксплуатацию в декабре 1990 года. Он создавался как предприятие Министерства радиопромышленности СССР по выпуску подвижных систем управления. Завод должен был обеспечивать составление и гарантийное обслуживание разнообразной военной ракетной техники на колесном ходу. В 1992 года в рамках программы конверсии предприятие перешло на выпуск продукции гражданского профиля начав сборку автобусов типа ЛиАЗ-5256. 24 декабря 2010г. ПРУП "Опытный завод" Неман" реорганизовано в ОАО "Лидские автобусы "Неман". 1 апреля 2014 стал филиалом ОАО "МЗКТ".

BelGee

Автомобильная промышленность в Беларуси
Geely Emgrand EC7