Торговля майя - одна из важных отраслей экономики государств майя, сочетающей частную и государственную. В то же время существовала между Майяская и внешняя торговля. Торговые пути майя пролегали от Центральной Мексики до современных Панамы и Колумбии.

Особенности и свойства

Причины

На формирование и развитие торговли повлияли политико-экономические процессы, происходившие в государствах майя. С развитием городов, урбанизацией, появлением первых мощных государств и гегемонов, у их обладателей накапливалась большое количество ценностей разного рода. При этом у правителей, знати, жречества росли потребности, появлялось желание получить новые вещи, экзотические товары, еду, чтобы подчеркнуть свой статус. Эти факторы стимулировали внутримайяскую торговлю.

Вместе с тем наличие полезных ископаемых, древесины, продуктов, которые добывались охоты и рыбной ловлей, не были везде однородными, где жили майя. Поскольку между их государствами не всегда происходили войны, то постепенно распространилась торговля междумайяского характера. В результате некоторые торговцы государств майя превратились в посредников между государствами майя и регионами Месоамерики или Центральной Америки.

Особенность торговли майя заключается также в том, что несмотря на практически неизменны на протяжении существования цивилизации товары, процесс, направления торговли, под влиянием войн, экономических проблем, внешних обстоятельств, изменялись пути и центры торговли, средства доставки товаров (по суше, морю, рекам).

Торговцы

Профессиональными торговцами у майя были только те, кто занимался внешней и дальней торговлей. Они имели свою особую организацию, своих богов-покровителей - бога какао - Эк Чуаха («черного бога»), свои ритуалы и празднества, внешние символы и атрибуты (веер, палка с острым концом). Торговцы со временем для быстрой доставки товаров разрабатывали детальные карты. Часть из них попала в Теночтитлана, их использовал Е.Кортес во время похода в Гватемалу.

Существовали обычные профессиональные торговцы (ППоле), выше их стоял тот, кто возглавлял караван рабов-носителей (ах ППоле ек). На социальной лестнице торговц стоял на более высокой ступени, чем основная масса населения. Обычно у майя профессиональные торговцы были тесно связаны со знатью, а не образовывали промежуточный слой между ней и народом, как это было у ацтеков. Известны случаи, когда аристократы или вожди, правители городов сами занимались торговлей.

Профессиональная торговля помогала подняться к ранг знати. В то же время она должна клановый характер. Известная узкая специализация торговцев: aj-'ul («тот, у кого атоле»), aj-waaj («тот, у кого тамале»), aj-mahy («тот, у кого табак»), aj-jaay («тот, у кого глиняная посуда»), aj-atz'aam («тот, у кого соль»), aj-ixiim («тот, у кого зерна маиса»).

Внутренняя торговля не носила профессиональный характер: кто производил данный продукт, то и обменивал его.