Подотчетность - отношения между наделенными властью и теми, кто такую власть им предоставил, в которых последние имеют право удерживать первых в пределах определенного набора стандартов, оценивать, насколько полно они выполняют свои обязанности в свете этих стандартов, накладывать санкции, если будет установлено их невыполнение. Облеченные властью обязаны докладывать и обсуждать результаты своих действий в рамках своих полномочий.

Концепция подотчетности получила значительное влияние в работах нидерландского политолога Марка Бовенса и так называемой «Утрехтская школа» подотчетности. Марк Бовенс различает подотчетность как необходимое добродетель, и подотчетность как процесс, требующий наблюдения и оценки.

Для эффективного существования организация должна придерживаться таких принципов подотчетности:

  • прозрачность;
  • участие;
  • оценка;
  • обжалования и реагирования на жалобы.

Участники и составляющие элементы подотчетности

Участниками подотчетности выступают любые люди и организации, которые находятся в так называемых отношениях «принципал - агент». Ими могут быть политики и чиновники, избиратели и политики, начальники и подчиненные и т.д. Но поскольку агент знает больше, чем принципал (асимметрия информированности), принципалов может быть несколько, то подотчетность сложнее, чем простая система «принципал - агент».

Элементы подотчетности определяются тем, перед кем происходит отчетности и в какой форме. Обязанности отчетности определяются следующим:

  • кому осуществляется отчетности;
  • о чем осуществляется отчет;
  • как осуществляется отчет.

Виды подотчетности

Подотчетность является составной частью существования организаций различного типа. Можно выделить следующие виды подотчетности

  • политическая - перед избирателями;
  • административная (бюрократическая) - перед учреждениями высшего уровня;
  • финансовая - перед аудиторскими организациями;
  • юридическое - перед судами и трибуналами;
  • профессиональная - перед коллегами и отраслевыми ассоциациями;
  • социальная - перед клиентами, группами заинтересованных лиц или потребителями.

Формы подотчетности

В зависимости от содержания обязательств и вида различают следующие виды:

  • вертикальная (политическая, административная, управленческая, юридическое);
  • диагональная (аудиторские организации, омбудсмены и надзорные учреждения);
  • горизонтальная (социальная и профессиональная подотчетность).

Вертикальная подотчетность является обычно обязательна и предусматривает непосредственные санкции. Горизонтальная форма является скорее добровольной и опосредованной. Диагональная является сочетанием двух других. В горизонтальной или диагональной подотчетности прямые санкции не предусмотрены, но могут быть строгие публичные и политические последствия.

Подотчетность во власти

Одним принципу разделения властей является подотчетность. Так в Конституции определена подотчетность исполнительных органов власти.

Социальная подотчетность

Социальная подотчетность является взаимодействие между властью и гражданским обществом, которая направлена ​​на максимальное привлечение другой стороны в систему принятия решений и планирования политики. Она направлена ​​на укрепление взаимоотношений между гражданами и государством; усиление значения общественного мнения; более эффективное предоставление услуг; реальное обеспечение прав человека и борьбу с коррупцией.

Для успешного функционирования механизма социальной подотчетности необходимо участие гражданского общества на всех этапах реализации государственной и региональной политики.