Фрахтование - соглашение о найме судна для выполнения рейса или ряда рейсов, либо на оговоренный период времени. По договору фрахтовщик (одна из сторон договора фрахтования, которая берет на себя обязательства осуществить перевозку грузов морским или авиационным транспортом за соответствующую, указанную соглашением вознаграждение в порт назначения на условиях предоставления для этого всего судна, его части или отдельных помещений) обязуется предоставить фрахтователю (вторая сторона договора фрахтования, которая предлагает для перевозки морским или авиационным транспортом груз или пассажиров и берет на себя обязательства об уплате соответствующих расходов) за плату всю или частей в емкости в одном или нескольких транспортных средствах на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров, багажа, почты или с другой целью, если это не противоречит закону и иным нормативно-правовым актам.

Воздушную перевозку выполняется на основании договора фрахтования (фрахтования воздушного судна), по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для воздушной перевозки пассажиров, багажа, груза и почты или для других целей, если это не противоречит действующему законодательству.

Виды фрахтования

Различают следующие виды фрахтования:

  1. Фрахтование на один рейс - это вид фрахтования, по которому судовладелец одним рейсом перевозит груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения.
  2. Фрахтование на последовательные рейсы - это вид фрахтования, который используется при перевозках большого количества однородного груза в одном и том же направлении несколькими последовательными рейсами.
  3. Фрахтование по генеральному контракту - это вид фрахтования, по которому судовладелец обязуется в течение конкретного периода времени перевезти определенное количество товара.
  4. Фрахтование на условиях тайм-чартера - договор об аренде судна, когда все судно или его часть предоставляются на конкретное время в распоряжение фрахтователя для перевозки грузов в любых направлениях. Судовладелец обязан только удерживать судно в исправном состоянии и платить зарплату экипажа. Фрахтователь берет на себя все другие расходы (топливо, портовые сборы) и платит арендную плату судовладельцу. При фрахтовании судна за таймом судовладелец обязан, кроме того, снарядить и укомплектовать судно экипажем, а также поддерживать судно в течение срока тайм-чартера в мореходном состоянии, оплачивать его страхование и содержание судового экипажа. В случае фрахтования судна за таймом капитан и другие члены экипажа подчиняются распоряжениям фрахтователя по эксплуатации судна, за исключением распоряжений относительно судовождения, внутреннего распорядка на судне и состава экипажа.
  5. Фрахтование на условиях димайз-чартера - это договор об аренде судна, когда судовладелец передает его фрахтователю на определенный срок вместе с командой, члены которой становятся работниками нанимателя, который берет на себя все расходы по эксплуатации судна, в т. ч. зарплату экипажа и арендную плату судовладельцу.
  6. Фрахтование на условиях бербоут-чартера - это аренда судна без экипажа. Фрахтователь берет на себя все расходы на его использование и выплачивает арендную плату судовладельцу. Этот вид фрахтования судов широко применяется при приобретении судов в рассрочку. В таком случае договор аренды является также договором купли-продажи. После завершения расчетов фрахтователь становится владельцем судна.

Договор фрахтования

Многовековая практика торгового мореплавания привела к созданию типовых договоров перевозки - договоров фрахтования. Договор фрахтования судна на время должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание договора фрахтования судна на время могут быть доведены исключительно письменными доказательствами.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными кодексами (уставами).

В договоре фрахтования указываются следующие основные пункты:

  • время и место заключения договора;
  • полное наименование сторон;
  • название и описание судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и т.д.);
  • право замены сначала указанного срока;
  • род груза;
  • место погрузки и разгрузки;
  • условия погрузки и разгрузки, в том числе условия оплаты демереджу - денежного возмещения, уплачиваемая фрахтователем судовладельцу за простой судна под погрузочными работами сверх установленного в чартере срок, и диспачу - возмещение, выплачиваемое судовладельцем фрахтователю за досрочное завершение грузовых работ и освобождение судна;
  • порядок оплаты фрахта (плата судовладельцам за пользование судном за определенное время или плата за погрузку, перевозку и разгрузку товарных грузов);
  • срок подачи судна, включая канцелинг - конечный срок подачи судна под погрузку, при несоблюдении которого фрахтователь имеет право расторгнуть чартер;
  • другие условия (ледовое оговорки, оговорка при обстоятельствах непреодолимой силы и т.п.).

Условия договора фрахтования

Фрахтователь может в пределах прав, предоставляемых ему по договору фрахтования судна на время, заключить от своего имени самостоятельный договор фрахтования судна с третьим лицом. Заключение такого договора не освобождает фрахтователя от исполнения договора, заключенного им с судовладельцем. Судовладелец обязан передать судно фрахтователю в состоянии, пригодном для использования его в целях, предусмотренных договором фрахтования судна на время.

Фрахтователь обязан осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с условиями фрахтования, определенных договором фрахтования судна на время.

Если судно зафрахтованное для перевозки грузов, фрахтователь вправе от своего имени заключать договоры перевозки грузов, выдавать коносаменты и другие перевозочные документы. Он несет ответственность по обязательствам, вытекающим из этих документов, в частности с коносаментов или других перевозочных документов.

Фрахтователь несет ответственность за убытки, вызванные спасением, повреждением или гибелью судна, если убытки произошли по его вине. В случае гибели судна фрахт подлежит уплате по день гибели судна, а если этот день установить невозможно - по день получения последней вести о нем.

Вознаграждение, надлежащее зафрахтованному по тайм-чартеру судну за спасение на море, имело место до окончания действия тайм-чартера, распределяется равными долями между судовладельцем и фрахтователем за вычетом сумм, причитающихся для возмещения понесенных судном убытков, и доли, причитающейся судовому экипажу. Вознаграждение, надлежащее зафрахтованному без экипажа судну за спасение на море во время действия договора чартера (фрахтования) судна на определенное время, принадлежит фрахтователю.

Фрахтовая биржа

Вся информация о спросе на тоннаж и его предложение, об уровне фрахтовых ставок, об условиях соглашений фрахтования и т.д. концентрируется на фрахтовой бирже.

Фрахтовая биржа (англ. Freight exchange) является местом обмена информации о транспортных предложения. Главными пользователями биржи являются перевозчики и экспедиторы, ищут свободный груз и грузовые поверхности.

Фрахтовая биржа позволяет осуществить быструю организацию транспорта. Здесь концентрируется информация о:

  • спрос и предложение на тоннаж;
  • уровень фрахтовых ставок;
  • условия договора фрахтования.

Именно на фрахтовой биржи формируются фрахтовые тарифы (официально определена система цен на транспортные морские или воздушные перевозки) и фрахтовые ставки (цены морской перевозки грузов, пассажиров). Фрахтовые ставки включают расходы на транспортировку продукции и среднюю прибыль. Они устанавливается на определенный период в зависимости от вида фрахта, срока его действия и количества рейсов. Денежная сумма, выплачиваемая фрахтователем фрахтовику за перевозку груза судном, определяется размером фрахтовой ставки. Фрахтовые ставки определяются в зависимости от рыночной конъюнктуры и устанавливаются непосредственно судовладельцем. Общее представление о среднем уровне фрахтовых ставок можно получить из таких англоязычных изданий, как «Lioyd-s List», «Lioyd's Shipping Economist», «International Transport Journal».

Фрахтовый рынок

Фрахтовый рынок - специфический рынок транспортных услуг, морских и воздушных пассажирских и товарных перевозок с предоставлением соответствующих услуг физическим и юридическим лицам - субъектам предпринимательских отношений. Характеризуется соотношением предложения морской или авиационной инфраструктуры (объемов возможных перевозок) и предъявленного спроса на общие объемы товарных и пассажирских перевозок и другие сопутствующие и дополнительные услуги.