Совместное потребление (англ. Sharing economy) является социоэкономической системой, основанной на совместном пользовании человеческими и физическими ресурсами. В эту систему иногда включают (или рассматривают как родственные с ней) такие понятия, как сетевая экономика (mesh economy) или общее потребление (collaborative consumption).

Принцип функционирования

В докладе, подготовленном 2013 группой аналитиков PricewaterhouseCoopers для Европейской комиссии, авторы определяют экономику совместного участия как такую, которая объединяет «компании, которые применяют бизнес-модели, основанные на предоставлении доступа к чему-то рынках, функционирующих по принципу peer- to-peer ». В этой модели участники-потребители платят за право временного использования (доступ) к ресурсу, который принадлежит другим участникам (их авторы тоже называют потребителями), тогда как компания просто сводит тех и других вместе.

Транзакции в экономике совместного участия подобные аренды или проката, в которых один участник платформы может за плату предоставить в пользование свою машину, квартиру или любой другой объект (предмет одежды, инструмент и т.д.). Для обозначения этого процесса часто используют понятие «делиться» (которое и составило основу для названия этой системы в английском языке - sharing economy), однако директор Munk School of Global Affairs Дженис Стайн указывает, что владельцы ресурсов на самом деле не делятся ими, а используют их в обычной бизнесовой транзакции, получая за это деньги.

Примеры компаний и родственные концепции

Две компании, которые чаще всего упоминаются в контексте экономики совместного участия, - это "Airbnb" и "Uber". "Airbnb" является сетевой платформой, которая позволяет найти арендатора для своей недвижимости (квартиры, комнаты в квартире, доме, замка). "Uber" сводит вместе клиентов, нуждающихся в услугах такси, и водителей с машиной, которые готовы кого-то подвезти (примечательно, что компания настаивает, что не придает таксомоторных услуг, а дает возможность «поделиться поездкой»).

Другая часто упоминаемая в этом контексте компания, которая также предоставляет транспортные услуги, позволяя пользоваться машиной, ее клиент забирает с ближайшей паркостанции и оплачивает использование почасово - "Zipcar". Однако эта компания сама владеет автопарком машин, поэтому, ее модель по сути мало чем отличается от традиционного бизнеса проката машин - она ​​подобна "Uber", "Lyft", "RelayRides "и" GetAround "как бы инновационным использованием технологий, таких мобильных приложений. Эта модель больше вписывается в концепцию общего потребления (collaborative consumption), в которой распределенного характера приобретает только сторона пользователей (потребителей). Она отличается от обычных случаев потребления одного ресурса многими людьми - например, пользование общественным транспортом, - тем, что приходит на замену приобретению этого ресурса в личную собственность, получившее название «невладение». В этом совместное потребление пересекается с концепцией «продукта как услуги», которой могут пользоваться и компании-производители вроде "BMW" или "Daimler", которых вызвал необходимость собственных автопарков для проката машин успех моделей краткосрочная аренда автомобиля, подобных "Zipcar ".

Другие компании, которые принадлежат к сфере экономики совместного участия: уже упомянутые "Lyft", "RelayRides" и "GetAround" (предоставляют возможность воспользоваться чьей-то машиной), "TaskRabbit", "Sorted" (бытовые услуги вроде уборки, вешания полок или шопинга за подарками), "Shareyourmeal" (возможность купить / продать избыток приготовленной домашней пищи), "Fixura", "Lending Club" (частные и бизнес займа) и др.

Социальное влияние на экономику в целом

Становление "Airbnb" началась с того, что одному из ее основателей не хватало денег, чтобы заплатить свою долю арендной платы за квартиру, которую он снимал вместе с другим основателем, поэтому оба согласились подзаработать, сдавая койкоместа туристам. По состоянию на середину 2013 для более 50% тех, кто сдает свое жилье из-за "Airbnb», это сдача было вспомогательным способом платить ренту. Данные показывают, что многие индивидуальные "поставщиков" и других компаний, работающих по модели совместного участия, являются социально незащищенными, при этом многие из них не платит налогов. Дженис Стайн делает из этого вывод, что «люди, которые больше всего нуждаются сетки безопасности, которую предоставляет государство, работают в" серой "экономике, которая делает меньше, чем следовало бы, вклад в налоги, которые нужны государству для сохранения той сетки социальной безопасности », и указывает, что неуплата налогов поднимает также способность государства поддерживать в надлежащем состоянии инфраструктуру общественного пользования - те же дороги, по которым ездят водители" Uber ".

Совместное потребление создает предпосылки для более эффективного использования тех продуктов, которые предоставляются в аренду или пользование - например, ресурса автомобиля, владелец которого может использовать его не только для собственных нужд, но и покрыть потребности других, тем самым лишая их необходимости покупать машину. Поскольку общий спрос на автомобили уменьшится, падение продаж автомобилей приведет к потере рабочих мест в автомобильной отрасли - впрочем, эти рабочие места восстанавливаются внутри самой экономики совместного участия; ее "поставщики" к тому же считают себя предпринимателями, а некоторым из них благодаря продаже своих ресурсов удалось заработать начальный капитал для создания собственного бизнеса.

Эффективное использование ресурсов также оказывает положительное влияние на окружающую среду, поскольку, скажем, если потребители покупают меньше машин, тем меньше машин и отправляются на могильники. Переход некоторых производителей к модели «продукта как услуги» (автопарки "BMW" и "Daimler"), которые таким образом будут ответственны за счет эксплуатации своих же продуктов, заставит их к производству более энергоэффективных и надежных продуктов, опять-таки будет положительное влияние на окружающую среду.

Впрочем, поскольку нерегулируемая и де-факто часто не облагаемая налогом деятельность повышает экономическое давление, перекладывая определенный счет, вызванный "разбросанными поставщиками», на других субъектов, содиректор Centre for Economic and Policy Research Дин Бейкер считает, что итоговый результат экономики совместного участия для экономики в общем является отрицательным.