Экономические инструменты (мероприятия, методы, рычаги) экологической (природоохранной) политики - мероприятия, которые используют рыночные механизмы для достижения поставленных целей, предназначенные для направления деятельности экономических субъектов в экологически благоприятном направлении путем воздействия на затраты и выгоды имеющихся в их распоряжении различных альтернатив поведения.

Что такое экономический инструмент

Любой инструмент, меняет поведение экономических агентов путем воздействия на их мотивации (в отличие от установления стандарта или технологии), может быть определен как "экономический инструмент".

Подходы к направлению деятельности экономических субъектов в экологически благоприятном направлении

  • финансовые трансферты между экономическими субъектами-загрязнителями окружающей среды и соответствующим населением (через органы местного или национального управления),
  • создание новых рынков, например, для торговли разрешениями на выбросы загрязняющих веществ.

При первом подходе экономические инструменты включают: экологические налоги и платежи (например, платежи за выбросы / сбросы загрязняющих веществ, в том числе платежи за ресурсопользования, удаление отходов, платежи и налоги на неэкологичными продукцию), экологические субсидии, залоговое-обратные системы, налоговая дифференциация , страхование экологической ответственности. Рыночные механизмы предусматривают юридическую финансовую ответственность, рычаги для ликвидации экологических нарушений, облигации по показателям работы предприятий и ценообразования для ресурсов. Для большинства форм экономического стимулирования необходимо наличие соответствующей управляющей системы с жестким контролем результативности и соблюдения нормативов, включая сбор платежей и предотвращения незаконной деятельности. Расходы на поддержание такой системы могут быть очень высокими. Поэтому следует тщательно взвесить преимущества и издержки внедрения любых экономических инструментов. Одно из основных преимуществ экономических инструментов, по крайней мере в теории, состоит в их экономической эффективности, которая обычно оказывается из моделей для случая многих предприятий-загрязнителей.

Экономические инструменты обычно используются в совокупности с прямым нормативно-правовым регулированием хозяйственной деятельности. Поэтому оценка их экономической эффективности (как компонента смешанной системы) затруднена. Обязательным условием применения экономических инструментов является наличие рынков. Если в стране отсутствует информация о рынках, имеются значительные временные задержки между сигналом и ответной реакцией, нечеткое право частной собственности и большие неформальные (теневые) рынки, то нужна большая осторожность при использовании экономических инструментов, которые были разработаны, имея в виду экологические потребности развитых промышленных стран. Кроме того, практически отсутствует опыт применения экономических инструментов для защиты биоразнообразия, стимулирования устойчивого развития или предотвращения обезлисення в регионах тропических лесов.

Рыночные инструменты наиболее эффективны при решении локальных экопроблем, таких как скопление приземного озона, из-за возможности более точной оценки источников загрязнения, лучшего экологического мониторинга и контроля за выполнением экономических мер. В то же время экономические инструменты являются менее эффективными в отношении так называемых глобальных экопроблем, таких как выбросы «парниковых» газов. В частности, общественность часто заявляет, что она не отвечает за глобальные проблемы и поэтому не должна нести на себе бремя глобальных решений. Это означает, что экономические ответа на вопрос об устойчивом развитии окажутся безуспешными, если не будут учитываться изначально чисто нерыночные соображения, включая общественную поддержку таких подходов. В принципе 16 Декларации Рио говорится о необходимости использования экономических инструментов и подхода, при котором загрязнитель должен, в принципе, взять на себя расходы за загрязнение окружающей среды с учетом общественных интересов и следить за тем, чтобы не было негативных воздействий на торговлю и инвестиционную политику. Такой подход считают подходящим для стран с переходной экономикой (countries in transition) из-за отсутствия у них финансовых ресурсов, ограничивает их способность применять дорогостоящие системы прямого нормативно-правового регламентирования для решения экопроблем, и из-за слабой правовой системы наряду с отсутствием устоявшейся практики разрешения через суд проблем, связанных с действием различных еконормативив.

Экономические инструменты имеют ряд преимуществ по сравнению с использованием нормативной регламентации, как их экономичность, возможность использования гибких решений (например, выбора соответствующих технологий), стимулирование инновационной деятельности для сохранения природных ресурсов и предотвращения загрязнения, прозрачность относительно размеров расходов на борьбу с загрязнением, адаптивность и многоцелевую направленность.

Экономические инструменты выгодно применять для борьбы с неоднородными и небольшими источниками загрязнения - от домашнего мусора до слива моторного масла, сбросов загрязняющих веществ малыми фермами или небольшого загрязнения многочисленными индивидуальными источниками. Экономические инструменты имеют свои ограничения: они обеспечивают большую предсказуемость при борьбе с загрязнениями, но менее определенные по уровню ожидаемого снижения загрязнения. Бремя платежей в виде налогов за загрязнение может нанести ущерб международной конкурентоспособности промышленности, так как высокие налоги на сырье для промышленности сразу же скажется на состоянии на международном рынке. Такое положение можно компенсировать уменьшением других налогов (обеспечением постоянных налоговых поступлений в бюджет) или последующей коррекцией обменного валютного курса, но все же отрасли промышленности, использующие значительное количество налогооблагаемой сырья будут чувствовать потерю конкурентоспособности. Необходимость затрат для нейтрализации всех этих эффектов и связанные с ними проблемы привели к заметному сопротивления ряда промышленных отраслей таким подходам. В ситуациях, когда требуются точность и определенность (например, борьба с загрязнением от конкретных токсичных химических веществ или опасными отходами) наиболее подходящими для защиты окружающей среды являются меры прямого регламентирования (direct regulations). Если целью является просто уменьшение загрязнения, тогда рекомендуется применять системы с торговлей разрешенными выбросами. Несовершенство рынков и отсутствие эффективных рыночных институтов делают недостаточным использование только экономических инструментов, так как при этом потребители не будут реагировать в должной мере на изменение цен, вызванную применением этих инструментов.

Особенности и преимущества экономических инструментов (ЭИ)

  • ЭИ - ключ к экологически устойчивого развития непосредственно интегрируя экологические факторы в экономические стимулы, которые стоят в повседневной жизни перед производителями и потребителями, ЭИ неявно способствуют изменению распределения ресурсов в пользу более экологически благоприятных и экономически более привлекательных видов деятельности.
  • ЭИ способствуют интернализации экологических издержек: экономические инструменты могут отражать реальные затраты на загрязнение и пытаться включить их в цены на товары и услуги. В отсутствии корректирующей роли ЭИ недооценка загрязнения и природных ресурсов поощряет неэффективные виды деятельности и наличие экономических барьеров.
  • Очень часто ЭИ эффективнее других инструментов: благодаря предоставлению загрязнителям гибкости в достижении целей сокращения загрязнения, ЭИ поощряют наиболее рентабельные меры по сокращению выбросов.
  • ЭИ совместимы с общей логикой экономических реформ: ЭИ могут способствовать достижению общеполитических задач, таких как повышение эффективности государственного вмешательства: снижение затрат, содействие технологическим инновациям, поощрение частных инвестиций, сокращение барьеров в финансовой системе.
  • ЭИ способствуют генерированию финансовых ресурсов для реализации природоохранных инвестиций или пополнения бюджета: В большинстве стран с переходной экономикой доходы от платежей за загрязнение используются для софинансирования приоритетных природоохранных инвестиций, часто через экологические фонды. В настоящее время западные страны переходят к «екореформе налогообложения», при которой доходы от эконалог поступают в центральный государственный бюджет. Основная цель екореформы налогообложения - перемещение налогового бремени с экономических ресурсов, таких как рабочая сила и капитал, на виды деятельности, связанные с загрязнением окружающей среды или потреблением природных ресурсов.
  • ЭИ могут положительно влиять на инновации и конкурентоспособность, увеличивая от загрязнения и природных ресурсов, ЭИ поощряют развитие и торговли более эффективными технологиями. Предприятия, имеющие более чистый и эффективный процесс производства, получают преимущества более низких затрат и повышения конкурентоспособности.
  • ЭИ помогают потребителям и бизнесу в принятии долгосрочных решений. Открытие информации о высоких кумулятивные расходы на загрязнение и использование природных ресурсов производителям и потребителям способствует включению в стратегические планы предприятий и отдельных лиц решений об изменении поведения, наносит вред окружающей среде, в целях экономии средств в долгосрочной перспективе.
  • ЭИ полезные для решения проблемы площадных и нестационарных источников загрязнения: загрязнение от различных небольших источников, таких как выбросы с транспортных средств, химические стоки с ферм, отходы упаковочных материалов и т. д., могут быть более эффективно решены с помощью ЭИ.