Чистая монополия (англ. Pure monopoly) - организация рынка, при которой на нем существует единственный продавец товара, причем близкого заменителя этого товара нет в других отраслях. Наряду с олигополией и монополистической конкуренции, монополия является примером несовершенной конкуренции.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, продукт определенной степени уникален.

Существование естественных монополий оправдывается тем, что они наилучшим образом удовлетворяют общественные интересы. В сельской местности такими монополистами могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные хозяйства, предприятия, оказывающие ремонтные услуги.

Основные признаки чистой монополии:

  • один продавец (на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение)
  • уникальность продукта (на рынке отсутствуют идентичные виды продукции);
  • владение основными видами сырья (контролируя рынок сырья в своей области, фирма-монополист не допускает появления новых производителей).

Барьеры для вхождения в отрасль в условиях чистой монополии являются теми ограничениями, которые ставят новые фирмы в невыгодное положение. Примерами таких ограничений могут служить:

  • большой объем производства, который требует немалых капитальных вложений;
  • патенты;
  • монопольная собственность на дефицитные ресурсы;
  • правительственные ограничения на вхождение в отрасль (например, лицензирование на телестанции или водопровод)
  • тарифы на импортируемую продукцию